Әнуарбек Дүйсенбиев - 1931 жылы 25 қазанда Алматы облысы, Жамбыл ауданы, Қарақыстақ ауылында туған. Қазақ мемлекеттік университетін және БЛКЖО Орталық комсомол мектебін бітірген. Ұзақ жылдар «Балдырған» журналының жауапты хатшысы, «Жалын» ба бөлім меңгерушісі, «Жазушы» ба аға редакторлық қызмет атқарған. М.Ю.Лермонтов, Дж.Родари, С.Маршак, С.Михалков, А.Барто, М.Жалил, Я.Колас, Тоқтағүл секілді ақындардың өлеңдерін қазақшаға аударған.
Парадта. Өлеңдер. А., ҚМКӘБ, 1956; Сыйлық. Өлеңдер. А., ҚМ КӨБ, 1956; Не деу керек? Өлеңдер. А., ҚМ КӨБ, 1957; Қызғалдақ. Өлеңдер. А., ҚМӘКБ, 1958; Ана жүрегі. Өлеңдер. А., ҚМӘКБ, 1959; Қайырлы таң, балалар. Өлеңдер. А., ҚМКӘБ, 1960 Гүлзар. Өлеңдер. А., ҚМКӘБ, 1962, Аққулы айдын. Таңдамалы. Өлеңдер мен поэмалар. А., «Жазушы», 1976; На веселой улице. Стихи и рассказы. М., «Детская литература», 1972; Кто раңьше встает? Стихи и сказки. А., «Жазушы», 1973; Если бы я был сильным. Стихи и сказки. А., «Жалын», 1979; Ладошка. Стихи, поэма, сказка. М., «Детская литература», 1982.
«Акын» - в казахском языке это уважительная форма обращения к вышедшему из народа поэту-импровизатору.
Айтыс – это публичное поэтическое состязание двух акынов. Каждое лето отовсюду съезжаются акыны, которые без предварительной подготовки, импровизируя поочередно, соревнуются в находчивости, в блеске мыслей, в умении сочинять стихи экспромтом.
В 2006 году айтыс был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
Зарождение айтыса в эпоху образования казахских племенных союзов и их синхронное развитие – это незаменимая часть в духовной жизни казахского народа.
«На наскальных рисунках в горах стран Центральной Азии, Алтайского региона, уездов Хутуби, Тарбагатая, долины реки Или сохранились изображения играющих на домбре акынов», - рассказывает Далилбек. По его словам у казахского народа есть очень много разных обычаев и традиций, некоторые из них в процессе исторического развития были вытеснены. Однако акын-айтыс – единственный в своем роде связан с казахским народом общей судьбой, и голос акынов продолжает радовать слух и по сей день.
Согласно данным, казахи проживают в 13 странах мира. Из них только казахи Китая и Монголии сохранили свою самобытную культуру. «Для сохранения традиций айтыса и его развития нужны определенные условия. Первое – это благодарный слушатель, который будет ценить искусство айтыса, второе – благоприятная социальная среда для развития искусства айтыса», - отметил Далилбек.
25 января 2008 года в студенческом городке Илийского педагогического института г. Куйтунь (СУАР) было образовано Исследовательское общество айтыса. Это событие стало новой вехой в работе над сохранением традиций айтыса
М.Ю.Лермонтов, Дж.Родари, С.Маршак, С.Михалков, А.Барто, М.Жалил, Я.Колас, Тоқтағүл секілді ақындардың өлеңдерін қазақшаға аударған.
Парадта. Өлеңдер. А., ҚМКӘБ, 1956;
Сыйлық. Өлеңдер. А., ҚМ КӨБ, 1956;
Не деу керек? Өлеңдер. А., ҚМ КӨБ, 1957;
Қызғалдақ. Өлеңдер. А., ҚМӘКБ, 1958;
Ана жүрегі. Өлеңдер. А., ҚМӘКБ, 1959;
Қайырлы таң, балалар. Өлеңдер. А., ҚМКӘБ, 1960
Гүлзар. Өлеңдер. А., ҚМКӘБ, 1962,
Аққулы айдын. Таңдамалы. Өлеңдер мен поэмалар. А., «Жазушы», 1976;
На веселой улице. Стихи и рассказы. М., «Детская литература», 1972;
Кто раңьше встает? Стихи и сказки. А., «Жазушы», 1973;
Если бы я был сильным. Стихи и сказки. А., «Жалын», 1979;
Ладошка. Стихи, поэма, сказка. М., «Детская литература», 1982.
«Акын» - в казахском языке это уважительная форма обращения к вышедшему из народа поэту-импровизатору.
Айтыс – это публичное поэтическое состязание двух акынов. Каждое лето отовсюду съезжаются акыны, которые без предварительной подготовки, импровизируя поочередно, соревнуются в находчивости, в блеске мыслей, в умении сочинять стихи экспромтом.
В 2006 году айтыс был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
Зарождение айтыса в эпоху образования казахских племенных союзов и их синхронное развитие – это незаменимая часть в духовной жизни казахского народа.
«На наскальных рисунках в горах стран Центральной Азии, Алтайского региона, уездов Хутуби, Тарбагатая, долины реки Или сохранились изображения играющих на домбре акынов», - рассказывает Далилбек. По его словам у казахского народа есть очень много разных обычаев и традиций, некоторые из них в процессе исторического развития были вытеснены. Однако акын-айтыс – единственный в своем роде связан с казахским народом общей судьбой, и голос акынов продолжает радовать слух и по сей день.
Согласно данным, казахи проживают в 13 странах мира. Из них только казахи Китая и Монголии сохранили свою самобытную культуру. «Для сохранения традиций айтыса и его развития нужны определенные условия. Первое – это благодарный слушатель, который будет ценить искусство айтыса, второе – благоприятная социальная среда для развития искусства айтыса», - отметил Далилбек.
25 января 2008 года в студенческом городке Илийского педагогического института г. Куйтунь (СУАР) было образовано Исследовательское общество айтыса. Это событие стало новой вехой в работе над сохранением традиций айтыса