Ғылыми жұмыста кхмер аңыздары кхмерлердің жалпы халық ауыз әдебиетінің ішінде көркемірек болып табылатыны талданған. Антикалық және түрік аңыздарымен кхмер аңыздарына салыстырмалы талдау жасағанда дәстүрлі түрде 3 топқа жіктеледі: космогониялық, топонимиялық, этиологиялық.
Зерттеудің мақсаты: кхмер аңыздарының басқа халықтың аңыздарымен ортақ және айқын қасиеттерін анықтау; аңыздың даму деңгейіне қоршаған ортаның, дәуірдің және басқада жағдайлардың әсерін анықтау болып табылады. Зерттеу жұмыстары барысында автор "аңыз", "миф" сияқты ұғымдарға сүйенеді де, келесідей тұжырымға келеді, яғни жоғарыда атап өткен ұғымдарды талқылау әр кезде түсінік бере алмайды: аңыз немесе миф ұғымы әр халықтың ауыз әдебиетімен шартталған, белгілі бір халық ауыз әдебиетінің шығармасын солай атауға құқылы.
Кхмер аңыздарын антикалық және түрік аңыздарымен салыстыра келе, шығарма авторы әр халықтың аңыздары мен кхмер аңыздарының тақырыптарнының ортақтығы мен айқын оқиға желісінің әркеттестігі мен ықпалы жайлы жазады. Әсіресе Камбоджияның қазіргі уақыттағы қолданыстағы қала, елді-мекен, өзен, көл аттарының топонимикалық аңыздары атап өтілуі қайран қалдырады, бұл кхмер аңыздарының бірегейлгіне куә болып табылады. Бұл аңыздардың ғалымдармен толыққанды зерттелмеуі, бүгінгі ұрпақтта кхмер аңыздары жайлы ақпараттың болмауы (сауалнама нәтижесі арқылы расталған) және олардың өздерінің тілдік кешенінде сақталуы, халық ауыз әдебиеті жайлы білімді тереңдетуге септігін тигізу мүмкіндігі бұл жұмысты қазіргі уақытта өзекті етеді.
Один из первых казахских художников, Абылхан Кастеев своим талантом и творческой самоотверженностью воплощает яркое явление в истории изобразительного искусства Казахстана. Его имя стоит в одном ряду с такими выдающимися деятелями национальной истории и культуры как Ч. Валиханов, М. Ауэзов, Ш. Айманов, А. Маргулан, К. Сатпаев и многими другими, чья жизнь и талант были полностью отданы беззаветному служению своему народу.
Абылхан Кастеев родился 1 января 1904 г. в ауле Чижин Джаркентского района Талды-Курганской области в семье бедняка-скотовода. Рано потеряв отца, пошел батрачить у бая. Работал в Жаркенте, затем на строительстве железной дороги Турксиб. Уже тогда он постоянно рисовал, удивляя окружающих своим талантом и мастерством. В 1929 г. судьба привела его в Алма-Ату, где в течение двух лет он занимался в художественной студии Н. Г. Хлудова.
В 1930 г. состоялась первая поездка Абылхана Кастеева в Москву. В 1934 г. он участвовал в слете самодеятельных талантов в Алма-Ате, в республиканском конкурсе на создание портрета Абая и иллюстраций к его произведениям, в первой выставке произведений художников Казахстана, которая состоялась в Государственном музее искусств народов Востока в Москве. С этого времени Абылхан Кастеев постоянный участник международных, всесоюзных, республиканских и городских выставок.
С 1934 по 1936 гг. Абылхан Кастеев жил в Москве и посещал вечернюю художественную студию народного творчества им. Н.К. Крупской. В 1937 г. был принят в члены Союза художников СССР. С 1930-х и по 1940-е годы работал над созданием большой серии акварелей "Старый и новый быт", в которых отражены думы художника об «уходящем В 1942 г. состоялась первая персональная выставка художника в Алма-Ате, посвященная 15-летию творческой деятельности. Абылхану Кастееву было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Казахской ССР. В 1944 г. он получил звание Народного художника Казахской ССР.
Многообразно творчество Абылхана Кастеева. Неоднократно он обращался к портретам великих сынов казахского народа – Чокана Валиханова, Абая Кунанбаева, Джамбула Джабаева, Амангельды Иманова и многих других. Значительны по содержанию серии его акварельных пейзажей и живописных работ. Выполненные в разные периоды, они по праву называются художественной летописью республики: "На земле казахстанской", "О целине", "Земля и люди республики", "Стройки пятилетки", "Богатство Казахстана".
В 1967 г. Абылхану Кастееву присуждается премия Казахской ССР им. Чокана Валиханова за серию акварелей «На земле казахстанской».
Умер художник 2 ноября 1973 г. в Алма-Ате.
Его именем названы школы, улицы, музеи Республики. Среди них Чимкентское художественное училище, Музей искусств в г. Жаркенте… В 1976 г., в новом Государственном музее искусств Республики Казахстан, в Алматы, был открыт мемориальный зал, посвященный творчеству этого самобытного художника. В 1984 г. Государственному музею искусств Республики Казахстан присвоено имя Абылхана Кастеева. Его произведения находятся во многих крупнейших музеях Казахстана, а также России, Украины и Кыргызстана, и в частных собраниях ближнего и дальнего зарубежья.
Ғылыми жұмыста кхмер аңыздары кхмерлердің жалпы халық ауыз әдебиетінің ішінде көркемірек болып табылатыны талданған. Антикалық және түрік аңыздарымен кхмер аңыздарына салыстырмалы талдау жасағанда дәстүрлі түрде 3 топқа жіктеледі: космогониялық, топонимиялық, этиологиялық.
Зерттеудің мақсаты: кхмер аңыздарының басқа халықтың аңыздарымен ортақ және айқын қасиеттерін анықтау; аңыздың даму деңгейіне қоршаған ортаның, дәуірдің және басқада жағдайлардың әсерін анықтау болып табылады. Зерттеу жұмыстары барысында автор "аңыз", "миф" сияқты ұғымдарға сүйенеді де, келесідей тұжырымға келеді, яғни жоғарыда атап өткен ұғымдарды талқылау әр кезде түсінік бере алмайды: аңыз немесе миф ұғымы әр халықтың ауыз әдебиетімен шартталған, белгілі бір халық ауыз әдебиетінің шығармасын солай атауға құқылы.
Кхмер аңыздарын антикалық және түрік аңыздарымен салыстыра келе, шығарма авторы әр халықтың аңыздары мен кхмер аңыздарының тақырыптарнының ортақтығы мен айқын оқиға желісінің әркеттестігі мен ықпалы жайлы жазады. Әсіресе Камбоджияның қазіргі уақыттағы қолданыстағы қала, елді-мекен, өзен, көл аттарының топонимикалық аңыздары атап өтілуі қайран қалдырады, бұл кхмер аңыздарының бірегейлгіне куә болып табылады. Бұл аңыздардың ғалымдармен толыққанды зерттелмеуі, бүгінгі ұрпақтта кхмер аңыздары жайлы ақпараттың болмауы (сауалнама нәтижесі арқылы расталған) және олардың өздерінің тілдік кешенінде сақталуы, халық ауыз әдебиеті жайлы білімді тереңдетуге септігін тигізу мүмкіндігі бұл жұмысты қазіргі уақытта өзекті етеді.
Один из первых казахских художников, Абылхан Кастеев своим талантом и творческой самоотверженностью воплощает яркое явление в истории изобразительного искусства Казахстана. Его имя стоит в одном ряду с такими выдающимися деятелями национальной истории и культуры как Ч. Валиханов, М. Ауэзов, Ш. Айманов, А. Маргулан, К. Сатпаев и многими другими, чья жизнь и талант были полностью отданы беззаветному служению своему народу.
Абылхан Кастеев родился 1 января 1904 г. в ауле Чижин Джаркентского района Талды-Курганской области в семье бедняка-скотовода. Рано потеряв отца, пошел батрачить у бая. Работал в Жаркенте, затем на строительстве железной дороги Турксиб. Уже тогда он постоянно рисовал, удивляя окружающих своим талантом и мастерством. В 1929 г. судьба привела его в Алма-Ату, где в течение двух лет он занимался в художественной студии Н. Г. Хлудова.
В 1930 г. состоялась первая поездка Абылхана Кастеева в Москву. В 1934 г. он участвовал в слете самодеятельных талантов в Алма-Ате, в республиканском конкурсе на создание портрета Абая и иллюстраций к его произведениям, в первой выставке произведений художников Казахстана, которая состоялась в Государственном музее искусств народов Востока в Москве. С этого времени Абылхан Кастеев постоянный участник международных, всесоюзных, республиканских и городских выставок.
С 1934 по 1936 гг. Абылхан Кастеев жил в Москве и посещал вечернюю художественную студию народного творчества им. Н.К. Крупской. В 1937 г. был принят в члены Союза художников СССР. С 1930-х и по 1940-е годы работал над созданием большой серии акварелей "Старый и новый быт", в которых отражены думы художника об «уходящем В 1942 г. состоялась первая персональная выставка художника в Алма-Ате, посвященная 15-летию творческой деятельности. Абылхану Кастееву было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Казахской ССР. В 1944 г. он получил звание Народного художника Казахской ССР.
Многообразно творчество Абылхана Кастеева. Неоднократно он обращался к портретам великих сынов казахского народа – Чокана Валиханова, Абая Кунанбаева, Джамбула Джабаева, Амангельды Иманова и многих других. Значительны по содержанию серии его акварельных пейзажей и живописных работ. Выполненные в разные периоды, они по праву называются художественной летописью республики: "На земле казахстанской", "О целине", "Земля и люди республики", "Стройки пятилетки", "Богатство Казахстана".
В 1967 г. Абылхану Кастееву присуждается премия Казахской ССР им. Чокана Валиханова за серию акварелей «На земле казахстанской».
Умер художник 2 ноября 1973 г. в Алма-Ате.
Его именем названы школы, улицы, музеи Республики. Среди них Чимкентское художественное училище, Музей искусств в г. Жаркенте… В 1976 г., в новом Государственном музее искусств Республики Казахстан, в Алматы, был открыт мемориальный зал, посвященный творчеству этого самобытного художника. В 1984 г. Государственному музею искусств Республики Казахстан присвоено имя Абылхана Кастеева. Его произведения находятся во многих крупнейших музеях Казахстана, а также России, Украины и Кыргызстана, и в частных собраниях ближнего и дальнего зарубежья.