Конкурс «Учение с увлечением, или Как полюбить математику?»
Астрономия
Биология
Начальная школа
География
Иностранные языки
Информатика
История и обществознание
Краеведение
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
ОРКСЭ
Русский язык
Руководство учебным проектом
Спорт в школе и здоровье детей
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Администрирование школы
Видеоурок
Внеклассная работа
Дополнительное образование
Инклюзивное образование
Классное руководство
Коррекционная педагогика
Логопедия
Мастер-класс
Общепедагогические технологии
Организация школьной библиотеки
Патриотическое воспитание
Профессия — педагог
Работа с дошкольниками
Работа с родителями
Социальная педагогика
Урок с использованием электронного учебника
Школьная психологическая служба
Обратная связь
Многообразие решения задач на уроках химии
Собитнюк Любовь Васильевна, учитель
Разделы: Химия
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приёмов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретённых знаний. Включение задач в учебный процесс позволяет уточнять и закреплять химические понятия о веществах и процессах, вырабатывать смекалку в использовании имеющихся знаний. Задачи побуждают учащихся повторять, углублять и осмысливать имеющиеся знания. В процессе решения задач воспитывается трудолюбие, целеустремлённость, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. При решении задач реализуются межпредметные связи, показывается единство природы. В процессе решения задач идёт сложная мыслительная деятельность. Взаимодействие знаний и действий формированию разных приёмов мышления: суждений, умозаключений, доказательств.
Химические задачи можно решать устно, письменно и экспериментально, используя различные решения. Нельзя решать задачи от случая к случаю. Успех выработки умения решать задачи развивается, закрепляется при условии непрерывного решения задач на протяжении всего курса химии на основе созданной учителем определённой, постепенно усложняющейся системы. Как в природе всё гармонично, так и в решении задач должна быть своя гармония. Любая задача начинается с изучения её условия. Условия задач, если её нет в учебнике и сборнике задач, я предлагаю учащимся на карточках, чтобы они могли самостоятельно познакомиться с данными.
После изучения условия задачи, обязательно выясняем, с какими величинами предстоит проводить вычисления, устанавливаем единицы измерения и числовые значения данных задачи, чётко определяем искомую величину. Химические превращения записываем в виде уравнений реакций, расставляя коэффициенты перед формулами.
Решение любой задачи подобно сочинению музыки. Чтобы её сочинить, нужно знать ноты. Этими нотами в химии являются количественные соотношения. Взаимосвязь зависимости массы, объёма, числа частиц и теплового эффекта с количеством отражена на схеме:
Любые задачи можно решить несколькими Знакомство учащихся с разными позволяет им самим находить пути решения. Какой окажется более рациональным, ребята могут сравнить на уроке или в неурочное время, использую мультимедийный проектор. На примерах я покажу несколько решения задач.
Большинство задач, связанных с переходом от одного вещества к другому, мы решаем через количественные отношения. От нот к музыкальной фразе, точно так мы идём с учащимися при решении задач. Сначала отрабатываем количественные отношения в формулах, затем между веществами. На основе этого составляем схему решения задач на смеси веществ, между которыми нет взаимодействия:
Для решения такого типа задач используем схему
1. Смесь метана и этана массой 19 г занимает объём равный 16,8 л (при н. у.). Найти массовую или объёмную долю компонентов смеси.
Для решения многих задач используем несколько
1. Находим общее количество смеси: vсмеси=
vсмеси = = 0,75 моль
Используем схему перехода от количества к массе
2. Пусть vметана = х моль, vэтана= 0,75-х моль
mметана = 16х(г), mэтана= 30(0,75-х)
mметана+ mэтана= 19(г)
16х +30(0,75-х)=19
14х= 3,5
Х= 0,25моль
Так как мольная доля равна объёмной доли, следовательно:
vметана= = 0,333 или 33,3% img10.gif (64 bytes)этана= 66,7%
mметана = 4г, mэтана=15г.
Массовую долю веществ определяем по формуле:
img10.gif (64 bytes)
img10.gif (64 bytes)этана== 0,78,9 или 78,9%, img10.gif (64 bytes)метана= 11,1%
1. Находим общее количество смеси: vсмеси=
vсмеси = = 0,75 моль
2. Пусть х г- масса метана, (18-х)г - масса этана.
1. Дано: m (Zn)=13 г Найти: m (H₂)=x г n (H₂)=x моль Решение: Zn+2HCl=ZnCl₂+H₂ n (Zn)=m(Zn)/M(Zn) n (Zn)= 13 г/65 г/моль= 0.2 моль По уравнению n (Zn)=n (H₂)⇒ n (H₂)= 0.2 моль m (H₂)=n (H₂)*M (H₂) m (H₂)= 0.2 моль*2 г/моль= 0.4 г ответ: n (H₂)= 0.2 моль; m (H₂)= 0.4 г 2. Дано: m (Ca)=16 г Найти: m (CaO)= x г Решение: 2Ca+O₂= 2CaO n (Ca)= m(Ca)/M(Ca) n (Ca)= 16 г/40 г/моль= 0.4 моль По уравнению n (Ca)= n (CaO)= 0.4 моль m (CaO)= n (CaO)*M (CaO)= 0.4 моль*56 г/моль=22.4 г ответ: m (CaO)=22.4 г 3. Дано: m (C)= 24 г Найти: m (O₂)= х г Решение: С+О₂= СО₂ n (C)= m (C)/M (C)= 24 г/ 12 г/моль= 2 моль По уравнению n (C)= n (O₂)= 2 моль m (O₂)= n (O₂)*M (O₂)= 2 моль* 32 г/моль= 64 г ответ: m (O₂)= 64 г 4. Дано: m (CO₂)= 88 г Найти: m (C)= х г Решение: C+ O₂= CO₂ n (CO₂)= m(CO₂)/ M (CO₂)= 88 г/44 г/моль= 2 моль По уравнению n (CO₂)= n (C)= 2 моль m (C)= n (C)*M (C)= 2 моль* 12 г/моль= 24 г ответ: m (C)= 24 г 5. Дано: m (Ca)= 8 г Найти: m (Cl)= x г Решение: Ca+ Cl₂= CaCl₂ n (Ca)= m (Ca)/M (Ca)= 8 г/40 г/моль= 0.2 моль По уравнению n (Ca)= n (Cl)= 0.2 моль m (Cl)= n (Cl)*M (Cl)= 0.2 моль* 71 г/моль= 14.2 г ответ: m (Cl)= 14.2 г 6. Дано: m (O₂)= 6.4 г Найти: m (Cu)= х г Решение: 2Cu+O₂= 2CuO n (O₂)= m(O₂)/M(O₂)= 6.4 г/ 32 г/моль= 0.2 моль По уравнению n (O₂)= 2n (Cu)= 0.4 моль m (Cu)= n (Cu)* M (Cu)= 0.4 моль* 63 г/моль= 52.2 г ответ: m (Cu)= 52.2 г 7. Дано: m (FeCl₃)= 42.6 г Найти: m (Fe)= х г n (Cl₂)= х моль Решение: 2Fe+ 3Cl₂= 2FeCl₃ n (FeCl₃)= m (FeCl₃)/M (FeCl₃)= 42.6 г/161 г/моль= 0.264 моль По уравнению m (FeCl₃)= n (Fe)= 0.264 моль m (Fe)= n (Fe)*M (Fe)= 0.264 моль* 56 г/моль= 14.8 г 0.264/2= x/3 ⇒ x= 0.396 моль ответ: m (Fe)= 14.8 г; n (Cl₂)= 0.396 моль 8. Дано: m (S)= 120 г Найти: m (O₂)= х г Решение: S+O₂= SO₂ n (S)= m (S)/M (S)= 120 г/32 г/моль= 3.75 моль По уравнению n (S)= n (O₂)= 3.75 моль m (O₂)= n (O₂)*M (O₂)= 3.75 моль* 32 г/моль= 120 г ответ: m (O₂)= 120 г 9. Дано: m (Mg)= 128 г Найти: m (MgCl₂)= х г Решение: Mg+ 2HCl= MgCl₂+ H₂ n (Mg)= m (Mg)/ M (Mg)= 128 г/ 24 г/моль= 5.4 моль По уравнению n (Mg)= n (MgCl₂)= 5.4 моль m (MgCl₂)= n (MgCl₂)*M (MgCl₂)= 5.4 моль* 95 г/моль= 513 г ответ: m (MgCl₂)= 513 г 10. Дано: m (Al)= 6.8 г Найти: n (Al₂O₃)= х моль m (Al₂O₃)= x г Решение: 4Al+ 3O₂= 2Al₂O₃ n (Al)=m (Al)/ M (Al)= 6.8 г/ 27 г/моль= 0.25 моль По уравнению 2n (Al)= n (Al₂O₃)= 0.125 моль m (Al₂O₃)= n (Al₂O₃)*M (Al₂O₃)= 0.125 моль* 102 г/моль= 12.75 г ответ: n (Al₂O₃)= 0.125 моль; m (Al₂O₃)= 12.75 г
Открытый урок | Первое сентября
Главная
Положение о фестивале и конкурсах
Поиск по сайту
Статья недели
Разделы
Конкурс «Презентация к уроку»
Конкурс «Путь к Великой Победе»
Конкурс «Волонтерское движение в школе»
Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»
Конкурс «История регионов России»
Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»
Конкурс «Цифровой класс»
Конкурс «Электронный учебник на уроке»
Конкурс «Учение с увлечением, или Как полюбить математику?»
Астрономия
Биология
Начальная школа
География
Иностранные языки
Информатика
История и обществознание
Краеведение
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
ОРКСЭ
Русский язык
Руководство учебным проектом
Спорт в школе и здоровье детей
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Администрирование школы
Видеоурок
Внеклассная работа
Дополнительное образование
Инклюзивное образование
Классное руководство
Коррекционная педагогика
Логопедия
Мастер-класс
Общепедагогические технологии
Организация школьной библиотеки
Патриотическое воспитание
Профессия — педагог
Работа с дошкольниками
Работа с родителями
Социальная педагогика
Урок с использованием электронного учебника
Школьная психологическая служба
Обратная связь
Многообразие решения задач на уроках химии
Собитнюк Любовь Васильевна, учитель
Разделы: Химия
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приёмов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретённых знаний. Включение задач в учебный процесс позволяет уточнять и закреплять химические понятия о веществах и процессах, вырабатывать смекалку в использовании имеющихся знаний. Задачи побуждают учащихся повторять, углублять и осмысливать имеющиеся знания. В процессе решения задач воспитывается трудолюбие, целеустремлённость, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. При решении задач реализуются межпредметные связи, показывается единство природы. В процессе решения задач идёт сложная мыслительная деятельность. Взаимодействие знаний и действий формированию разных приёмов мышления: суждений, умозаключений, доказательств.
Химические задачи можно решать устно, письменно и экспериментально, используя различные решения. Нельзя решать задачи от случая к случаю. Успех выработки умения решать задачи развивается, закрепляется при условии непрерывного решения задач на протяжении всего курса химии на основе созданной учителем определённой, постепенно усложняющейся системы. Как в природе всё гармонично, так и в решении задач должна быть своя гармония. Любая задача начинается с изучения её условия. Условия задач, если её нет в учебнике и сборнике задач, я предлагаю учащимся на карточках, чтобы они могли самостоятельно познакомиться с данными.
После изучения условия задачи, обязательно выясняем, с какими величинами предстоит проводить вычисления, устанавливаем единицы измерения и числовые значения данных задачи, чётко определяем искомую величину. Химические превращения записываем в виде уравнений реакций, расставляя коэффициенты перед формулами.
Решение любой задачи подобно сочинению музыки. Чтобы её сочинить, нужно знать ноты. Этими нотами в химии являются количественные соотношения. Взаимосвязь зависимости массы, объёма, числа частиц и теплового эффекта с количеством отражена на схеме:
Любые задачи можно решить несколькими Знакомство учащихся с разными позволяет им самим находить пути решения. Какой окажется более рациональным, ребята могут сравнить на уроке или в неурочное время, использую мультимедийный проектор. На примерах я покажу несколько решения задач.
Большинство задач, связанных с переходом от одного вещества к другому, мы решаем через количественные отношения. От нот к музыкальной фразе, точно так мы идём с учащимися при решении задач. Сначала отрабатываем количественные отношения в формулах, затем между веществами. На основе этого составляем схему решения задач на смеси веществ, между которыми нет взаимодействия:
Для решения такого типа задач используем схему
1. Смесь метана и этана массой 19 г занимает объём равный 16,8 л (при н. у.). Найти массовую или объёмную долю компонентов смеси.
Для решения многих задач используем несколько
1. Находим общее количество смеси: vсмеси=
vсмеси = = 0,75 моль
Используем схему перехода от количества к массе
2. Пусть vметана = х моль, vэтана= 0,75-х моль
mметана = 16х(г), mэтана= 30(0,75-х)
mметана+ mэтана= 19(г)
16х +30(0,75-х)=19
14х= 3,5
Х= 0,25моль
Так как мольная доля равна объёмной доли, следовательно:
vметана= = 0,333 или 33,3% img10.gif (64 bytes)этана= 66,7%
mметана = 4г, mэтана=15г.
Массовую долю веществ определяем по формуле:
img10.gif (64 bytes)
img10.gif (64 bytes)этана== 0,78,9 или 78,9%, img10.gif (64 bytes)метана= 11,1%
1. Находим общее количество смеси: vсмеси=
vсмеси = = 0,75 моль
2. Пусть х г- масса метана, (18-х)г - масса этана.
m (Zn)=13 г
Найти:
m (H₂)=x г
n (H₂)=x моль
Решение:
Zn+2HCl=ZnCl₂+H₂
n (Zn)=m(Zn)/M(Zn)
n (Zn)= 13 г/65 г/моль= 0.2 моль
По уравнению n (Zn)=n (H₂)⇒
n (H₂)= 0.2 моль
m (H₂)=n (H₂)*M (H₂)
m (H₂)= 0.2 моль*2 г/моль= 0.4 г
ответ: n (H₂)= 0.2 моль; m (H₂)= 0.4 г
2. Дано:
m (Ca)=16 г
Найти:
m (CaO)= x г
Решение:
2Ca+O₂= 2CaO
n (Ca)= m(Ca)/M(Ca)
n (Ca)= 16 г/40 г/моль= 0.4 моль
По уравнению n (Ca)= n (CaO)= 0.4 моль
m (CaO)= n (CaO)*M (CaO)= 0.4 моль*56 г/моль=22.4 г
ответ: m (CaO)=22.4 г
3. Дано:
m (C)= 24 г
Найти:
m (O₂)= х г
Решение:
С+О₂= СО₂
n (C)= m (C)/M (C)= 24 г/ 12 г/моль= 2 моль
По уравнению n (C)= n (O₂)= 2 моль
m (O₂)= n (O₂)*M (O₂)= 2 моль* 32 г/моль= 64 г
ответ: m (O₂)= 64 г
4. Дано:
m (CO₂)= 88 г
Найти:
m (C)= х г
Решение:
C+ O₂= CO₂
n (CO₂)= m(CO₂)/ M (CO₂)= 88 г/44 г/моль= 2 моль
По уравнению n (CO₂)= n (C)= 2 моль
m (C)= n (C)*M (C)= 2 моль* 12 г/моль= 24 г
ответ: m (C)= 24 г
5. Дано:
m (Ca)= 8 г
Найти:
m (Cl)= x г
Решение:
Ca+ Cl₂= CaCl₂
n (Ca)= m (Ca)/M (Ca)= 8 г/40 г/моль= 0.2 моль
По уравнению n (Ca)= n (Cl)= 0.2 моль
m (Cl)= n (Cl)*M (Cl)= 0.2 моль* 71 г/моль= 14.2 г
ответ: m (Cl)= 14.2 г
6. Дано:
m (O₂)= 6.4 г
Найти:
m (Cu)= х г
Решение:
2Cu+O₂= 2CuO
n (O₂)= m(O₂)/M(O₂)= 6.4 г/ 32 г/моль= 0.2 моль
По уравнению n (O₂)= 2n (Cu)= 0.4 моль
m (Cu)= n (Cu)* M (Cu)= 0.4 моль* 63 г/моль= 52.2 г
ответ: m (Cu)= 52.2 г
7. Дано:
m (FeCl₃)= 42.6 г
Найти:
m (Fe)= х г
n (Cl₂)= х моль
Решение:
2Fe+ 3Cl₂= 2FeCl₃
n (FeCl₃)= m (FeCl₃)/M (FeCl₃)= 42.6 г/161 г/моль= 0.264 моль
По уравнению m (FeCl₃)= n (Fe)= 0.264 моль
m (Fe)= n (Fe)*M (Fe)= 0.264 моль* 56 г/моль= 14.8 г
0.264/2= x/3 ⇒
x= 0.396 моль
ответ: m (Fe)= 14.8 г; n (Cl₂)= 0.396 моль
8. Дано:
m (S)= 120 г
Найти:
m (O₂)= х г
Решение:
S+O₂= SO₂
n (S)= m (S)/M (S)= 120 г/32 г/моль= 3.75 моль
По уравнению n (S)= n (O₂)= 3.75 моль
m (O₂)= n (O₂)*M (O₂)= 3.75 моль* 32 г/моль= 120 г
ответ: m (O₂)= 120 г
9. Дано:
m (Mg)= 128 г
Найти:
m (MgCl₂)= х г
Решение:
Mg+ 2HCl= MgCl₂+ H₂
n (Mg)= m (Mg)/ M (Mg)= 128 г/ 24 г/моль= 5.4 моль
По уравнению n (Mg)= n (MgCl₂)= 5.4 моль
m (MgCl₂)= n (MgCl₂)*M (MgCl₂)= 5.4 моль* 95 г/моль= 513 г
ответ: m (MgCl₂)= 513 г
10. Дано:
m (Al)= 6.8 г
Найти:
n (Al₂O₃)= х моль
m (Al₂O₃)= x г
Решение:
4Al+ 3O₂= 2Al₂O₃
n (Al)=m (Al)/ M (Al)= 6.8 г/ 27 г/моль= 0.25 моль
По уравнению 2n (Al)= n (Al₂O₃)= 0.125 моль
m (Al₂O₃)= n (Al₂O₃)*M (Al₂O₃)= 0.125 моль* 102 г/моль= 12.75 г
ответ: n (Al₂O₃)= 0.125 моль; m (Al₂O₃)= 12.75 г