1)Обчисліть масову частку (%) кислоти в розчині, 1 л якого містить 224 г кислоти; густина розчину 1,12 г/мл
2) Яка маса солі міститься в розчині масою 50 г з масовою часткою речовини 0,25?
3) Визначте масу води, в якій необхідно розчинити 2 г солі, щоб отримати розчин із масовою часткою солі 0,1 %
К раствору хлорида кальция прильём раствор карбоната натрия (кальцинированной соды). О протекании реакции свидетельствует помутнение раствора — это выпал белый осадок карбоната кальция (мела):
Na2CO3 + CaCl2 = CaCO3↓ + 2NaCl.
Другой продукт реакции — хлорид натрия — хорошо растворим в воде и поэтому остаётся в растворе. При необходимости его можно получить выпариванием.
2. Соединим растворы сульфата натрия и нитрата калия. Можно ожидать, что будет протекать реакция в соответствии с уравнением:
Na2SO4 + 2KNO3 = 2NaNO3 + K2SO4.
Однако никаких изменений в растворе не происходит. В таком случае говорят, что реакция не протекает. Все четыре соли хорошо растворимы в воде.
3. Прильём к раствору кальцинированной соды соляную кислоту. Выделяется газ — это образовавшаяся в результате реакции обмена неустойчивая угольная кислота распадается на углекислый газ и воду:
4. К раствору щёлочи, подкрашенному несколькими каплями фенолфталеина, добавим азотную кислоту. Малиновая окраска раствора исчезает, что свидетельствует о протекании реакции:
KOH + HNO3 = KNO3 + H2O.
Как вы знаете, в результате взаимодействия оснований с кислотами образуются два продукта: соль и вода.
На основании приведённых реакций можно сформулировать необходимые условия для протекания реакций обмена в водных растворах. Реакция обмена протекает, если один из продуктов реакции — газ, осадок или вода.
Эксперименты по физике: Кипение воды при пониженном давлении. Тепловое расширение твердых тел, жидкостей и газов. Броуновское движение частиц в воде. Смешивание ацетона с водой. Колебательные движения маятников. Движение тел по наклонной плоскости. Движение тела по инерции. Эксперименты по биологии: Движение растений по направлению к солнечному свету. Испарение влаги с листьев растений. Направление, в котором растет корень растения. Эксперименты по физической географии: Образования молодых гор. Солнечное затмение. Почему экваториальный радиус больше меридионального. Формирование береговой линии прибойной волной.