1.Установіть послідовність утворення основних фракцій перегонки нафти: а) газойль; б) лігроїн; в) бензин; г) гас.
2. Які хімічні методи використовуються для вторинної переробки нафти: а) крекінг; б) спалювання; в) перегонка; г) ізомеризація на каталізаторі?
3. Укажіть вуглеводень з октановим числом 100: а) н-гептан; б) 2,2,4-триметилпентан; в)2,3-диметилоктан; г) 2,2-диметилпентан.
4. Нафта – це: а речовина; б) однорідна суміш; в) складна речовина; г) неоднорідна суміш.
5. Найлегшою фракцією перегонки нафти є: а) гас; б) бензин; в) лігроїн; г) мазут.
6. Установіть відповідність між назвами і складом фракцій перегонки нафти:
Назва
Фракції
1. лігроїн
а) С8-С14
2. гас
б) С12-С18
3. бензин
в) С5-С11
4. газойль
г) С15-С22
7. Укажіть правельні твердження щодо нафти: а) добре розчинна у воді; в) нерозчинна у воді.
8. Процесом переробки нафти, що дає найбільшу кількість високооктанових продуктів є:
а) пряма перегонка;
б) крекінг;
в) каталітичний крекінг;
г)каталітичний реформінг.
9. Укажіть характеристику процесу риформінгу:
а) радикальне розщеплення карбонового ланцюга;
б) радикальне розщеплення карбонового ланцюга, ізомеризація та циклізація;
в) радикальне розщеплення карбонового ланцюга, ізомеризація, циклізація та дегідрогенізація;
г) радикальне розщеплення карбонового ланцюга, ізомеризація, циклізація та гідратація.
10. Укажіть характеристику процесу каталітичного крекінгу:
а) радикальне розщеплення карбонового ланцюга;
б) радикальне розщеплення карбонового ланцюга, ізомеризація та циклізація;
в) радикальне розщеплення карбонового ланцюга, ізомеризація, циклізація та дегідрогенізація;
г) радикальне розщеплення карбонового ланцюга, ізомеризація, циклізація та гідратація.
11. Прокоментуйте значення октанового числа 100.
12. Укажіть послідовність конденсації вуглеводневих фракцій :
а) гас; б) лігроїн; в) бензин; г) газойль.
;
г) калій перманганат, бромна вода.
13. Здійсніть перетворення, вкажіть умови, назвіть речовини:
а) СН4→ С2Н2 → С6Н6→ С6Н12 → С6Н14 → С6Н6 → С6Н5Br;
б) СаСО3 → СаС2 → С2Н2 → С2Н4 → С2Н5Сl → бутан → циклобутан;
в) С2Н6 → С2Н4→ С2Н2 → С6Н6 → С6Сl6;
г) С2Н4 → С2Н6 → С2Н5Br → C4H10 → C4H8Br2;
Изучать свойства веществ необходимо, потому, что только на основе его свойств люди применяют вещества. Зная, что свойства вещества ядовитые, мы и остерегаемся их в применении. Зная, что вещества проявляют свойства гореть, проводить электричество, тепло, выдерживать высокие температуры и многие другие свойства мы на основании этих свойств и применяем вещества. Из веществ состоят тела. Если оглянемся вокруг, то нас окружают тела, созданные на основе свойств веществ. НАЧИНАЯ С ПРОСТОГО КАРАНДАША И ЗАКАНЧИВАЯ КОСМИЧЕСКИМИ КОРАБЛЯМИ. И только на основе свойств вещества наша цивилизация имеет все необходимое для жизни человека. Великий наш ученый Д.И. Менделеев писал: что в нашей жизнедеятельности не может быть отходов. Так как, зная свойства отходов от производства, эти отходы становятся производством других веществ и так далее. Вы сами можете привести массу примеров, применения веществ в своей жизни на основе их свойств.
Закономерности, происходящие в веществах, процессы их превращения, при которых происходит изменение их состава и структуры, изучает раздел естествознания — химия. Она занимается явлениями природы, сопровождающими химические изменения вещества, изучает причины и законы управления химическими процессами, а также рассматривает составные части вещества и их применение на практике. Отдельные химические процессы (получение металлов из руд, крашение тканей и др.) использовались еще на заре становления человеческой цивилизации. Позже, в III—IV вв., зародилась алхимия, задачей которой было превращение неблагородных металлов в благородные (золото, серебро). Начиная с эпохи Возрождения химические исследования все в большей мере стали использовать для практических целей (металлургия, стеклоделие, керамика, получение красок и т. д.).
Химию можно определить как науку, изучающую вещества и процессы их превращения, сопровождающиеся изменением состава и структуры. Химический процесс сопровождается изменением состава веществ, их структуры и обязательно энергетическими изменениями в реагирующей системе. Вследствие взаимосвязанности форм движения материи и их взаимопре-
197
вращаемости в результате химических реакций имеет место превращение химической энергии в теплоту, свет и проч. Химия нужна человечеству для того, чтобы из вещества природы получать по возможности все необходимое — металлы, цемент, бетон, керамику, фарфор, стекло, каучук, пластмассы, искусственные волокна, лекарства и многое другое.
Основой химической науки является атомно-молекулярное учение (АМУ), закон сохранения материи, периодический закон и теория строения вещества, учение о химическом процессе (кинетика). Химические процессы подчиняются всеобщим законам природы — закону сохранения массы вещества и закону сохранения энергии. Закон сохранения массы вещества открыли М. В. Ломоносов и А. Л. Лавуазье почти независимо друг от друга. Они далеко продвинули развитие химии тем, что при химических реакциях применили физические методы, в частности взвешивание. Закон сохранения массы в химических процессах можно сформулировать так: сумма масс исходных веществ (соединений) равна сумме масс продуктов химической реакции. Например, при разложении воды масса воды будет равна сумме массы водорода и массы кислорода. Из закона сохранения вещества вытекает, что вещество нельзя ни создать из ничего, ни уничтожить совсем. Количественным выражением закона сохранения массы веществ применительно к производственному химическому процессу является материальный баланс, в котором подтверждается, что масса веществ, поступивших на технологическую операцию, равна массе полученных веществ. Закон сохранения энергии действует во всех случаях и повсюду, где одна форма энергии переходит в другую.
Несмотря на обилие эмпирического материала о свойствах различных веществ и их соединений, особенностях протекания разнообразных реакций, в химии, до открытия в 1869 г. периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева не существовало той объединяющей концепции, с которой можно было бы объяснить весь накопленный фактический материал. Было бы,