1.Выберите два высказывания, в которых говорится о железе как химическом элементе. 1) Азот реагирует с водородом. 2) Во вдыхаемом нами воздухе78% азота. 3) Азот входит в состав нуклеиновых кислот, белков. 4) Селитры являются распространенными азотными удобрениями. 5) В промышленности азот получают путем сжижения воздуха.
2. Расположите элементы в порядке уменьшения электроотрицательности
1)азот 2)кислород 3) углерод 4) бор
3) В каком соединении степень окисления у азота +4
1)NH4OH 2)NH3 3) N2O3 4) NO2
4) Из предложенного перечня выберите вещества с ковалентной полярной связью
1)NH4C l,NaNO2 ,NO 2) HNO3 , NO2 , N2O3
3) NH3, КNO3 , НNO2 4) Cu(NO3)2 ,NH4OH, N2O
5) Количество электронов на внешнем уровне у элементов V группы
1)пять 2) шесть 3)два 4)восемь
6) Вычислите в процентах массовую долю азота в нитрате аммония
7)Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой
Cu + HNO3(конц) → Cu(NO3)2 + NO2 + H2O
Определите окислитель и восстановитель
8) При подкормке растений в почву вносят 200г азота на 100м2.Вычислите, сколько грамм аммиачной селитры надо внести на земельный участок площадью 60м2.
9) Установите соответствие между формулой вещества и реагентами , с которыми это вещество может вступать в реакцию: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) NH3 1) Li; Н2; O2
Б) N2 2) H2SO4; KOH; AgNO3
В) NH4Cl 3) HCl ; O2; H2O
10)Дана схема превращений:
Cu(NO3)2 → NO2 → HNO3 → NH4NO3→NH3 →NH4Cl→ NH4NO3
Напишите молекулярные уравнения реакций, с которых можно осуществить указанные превращения. Для последнего уравнения составьте сокращенное ионное уравнение.
11)Какие два утверждения верны для характеристики углерода и азота?
1Электроны в атоме расположены на двух электронных слоях.
2)Значение электроотрицательности больше чем у кислорода
3) Химический элемент относится к неметаллам
4) Химический элемент образует высшие оксиды с формулой Э2О5
12) Какой объем займет 3моль азота?
1)22.4 2)96,2 3) 44,8 4)67,2
13) Масса 2 моль азотной кислоты:
1) 63 2) 121 3)126 4) 186
14) К 170 г раствора с массовой долей нитрата серебра 2% добавили избыток раствора хлорида алюминия. Вычислите массу образовавшегося осадка.
15)Рассчитайте массу гидроксида натрия, необходимую для полной нейтрализации 240 г раствора с массовой долей азотной20% кислоты .
16) На 47 г оксида калия подействовали раствором, содержащим 40 г азотной кислоты. Найдите массу образовавшегося нитрата калия.
17)При взаимодействии 37 г гидроксида кальция с сульфатом аммония было получено 15 г аммиака. Вычислите массовую долю выхода аммиака.
18). Вычислите объем аммиака ( н.у.), который можно получить, нагревая 20 г хлорида аммония с гидроксидом кальция, если объемная доля выхода аммиака составляет 98%
19) При разложении хлорида аммония был получен аммиак объемом 38 л (н. у.). Вычислите массу взятого для реакции хлорида аммония, если объемная доля выхода аммиака составила 85 %
1)с хлоридом бария
(NH4 )2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2NH4Cl
Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2NaCl
2) со щелочью
NH4Cl + NaOH = NaCl + NH3 + Н2О
(NH4 )2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2NH3 + 2Н2О
Масса смеси: mсм = m(NH4Cl) + m((NH4 )2SO4 ) + m(Na2SO4 )
Выразим количества вещества: n(NH4Cl) = х; n(NH4 )2SO4 ) = у; ν(Na2SO4 ) = z
Следовательно, масса смеси будет: 53,5x + 132y + 142z = 65 Рассчитаем количества вещества осадка: n(BaSO4 ) = m/ M = 93,2/233 = 0,4 моль Осадок выпадает в уравнениях 1 и 2, значит y + z = 0,4 7. рассчитаем массу аммиака: m(NH3 ) = 47,6 *0,25 = 11,9 г n(NH3 ) = 11,9/17 = 0,7 моль Аммиак образуется в уравнения 3 и 4, следовательно: x + 2y = 0,7 9. Объединим полученные уравнения: 53,5x + 132y + 142z = 65
y + z = 0,4
x + 2y = 0,7 15 10.
y = 0,25 z = 0,15 x = 0,2 11.
Найдем массы веществ в смеси: m(NH4Cl) = 0,2 * 53,5 = 10,7 г m(NH4 )2SO4 ) = 0,25 * 132 = 33 г m(Na2SO4 ) = 0,15 * 142 = 21,3 г 12. Зная массы веществ, найдем массовую долю каждого: w(NH4Cl) = 10,7/65*100% = 16,5% w(NH4 )2SO4 ) = 33/65*100% = 50,7% w(Na2SO4 ) = 21,3/65*100% = 32,8%
Одним из главных препятствий, стоявших в начале нашего века на пути решения проблемы возникновения жизни, было господствовавшее тогда в науке и основанное на повседневном опыте убеждение в том, что органические вещества в природных условиях возникают только биогенно, то есть путем их синтеза живыми существами. Считалось, что представить себе естественное возникновение даже простейших организмов из неорганических веществ (углекислоты, воды, азота и т.д.) совершенно невозможно. Поэтому так важно было появление концепции А.И. Опарина, вступившей в противоречие с общепринятым тогда мнением. Он выступил с утверждением, что монополия биотического синтеза органических веществ характерна лишь для современной эпохи существования нашей планеты. В начале же своего существования, когда Земля была безжизненной, на ней осуществлялись абиотические синтезы углеродистых соединений и их последующая предбиологическая эволюция. Совершалось постепенное усложнение этих соединений, формирование из них индивидуальных фазовообособленных систем, превращение их в протобионты, а затем и в первичные живые существа.
Книга Опарина «Происхождение жизни» была опубликована еще в 1924 г., хотя пик исследований опаринской школы приходится на 50–60-е годы. Появление жизни он стал рассматривать как единый естественный процесс, который состоял из протекавшей в условиях ранней Земли первоначальной химической эволюции, перешедшей постепенно на качественно новый уровень – биохимическую эволюцию. По его мнению, этот процесс с самого начала был неразрывно связан с геологической эволюцией Земли. Поэтому Опарин предположил и экспериментально доказал, что под действием электрических разрядов, тепловой энергии, ультрафиолетовых лучей на газовые смеси, содержащие пары воды, аммиака, циана, метана и др., появились аминокислоты, нуклеотиды и их полимеры, которые по мере увеличения концентрации органических веществ в «первичном бульоне» гидросферы Земли возникновению коллоидных систем, так называемых коацерватных капель.
Согласно гипотезе Опарина, возникновение и развитие химической эволюции произошло в ходе образования и накопления в первичных водоемах исходных органических молекул. Весь дальнейший процесс ему представлялся следующим образом. Органические вещества сталкивались в сравнительно неглубоких местах первичных водоемов, прогреваемых Солнцем. Солнечное излучение доносило в то время до поверхности Земли ультрафиолетовые лучи, которые в наше время сдерживаются озоновым слоем атмосферы. В свою очередь ультрафиолетовые лучи обеспечивали энергией протекание химических реакций между органическими соединениями. Таким образом, в некоторых зонах первичных водоемов протекали случайные химические реакции. Большая их часть быстро завершилась из-за недостатка исходного сырья. Но в хаосе химических реакций произвольно возникали и закреплялись реакции циклических типов, обладавшие к самоподдержанию. Результатом этих реакций и стали коацерваты – пространственно обособившиеся целостные системы. Существенной их особенностью была поглощать из внешней среды различные органические вещества, что обеспечивало возможность первичного обмена веществ со средой. А уже функционировавший «естественный отбор выживанию» наиболее устойчивых коацерватных систем. Иными словами, первичная клеточная структура, описанная Опариным, представляла собой открытую химическую микроструктуру и уже была наделена к первичному метаболизму (обмену веществ), хотя еще не имела системы для передачи генетической информации на основе функционирования нуклеиновых кислот.
В ходе развивавшегося «естественного отбора» возникли важнейшие свойства жизни, отличающие ее от предыдущего этапа развития. Возникшие целостные многомолекулярные системы, фазовообособленные от окружающей среды определенной границей раздела, сохраняют с ней взаимодействие по типу открытых систем. Только такие системы, черпающие из внешней среды вещества и энергию, могут противостоять нарастанию энтропии и даже ее уменьшению в процессе своего роста и развития, что является характерным признаком всех живых существ.