1. Які з сполук є аренами: С5Н8; С8Н10; С7Н8;
С4Н8 С2Н4; С6Н10; С9Н12;
2.Для алкінів не властиві реакції:
a) галогенування
b) дегідрування
c) окиснення
d) гідрогалогенування
3. Встановіть відповідність між речовиною та добування:
1. бензен a) взаємодія кальцій карбіду з водою
2. етин b) тримеризація ацетилену (етину)
3. етанол c) дегідрування пропану
4. пропен d) гідратація етену
4. Складіть напівструктурні формули речовин за назвами:
a) 3,5-диетилгекс-2-ен;
b) 4-етил-3,3 – диметилгепт-1-ен
c) 2-етил-2,5,5-триметилокт-3-ин
5.Складіть рівняння реакцій:
a) гідрування октину
b) хлорування гексену
c) горіння бутену
6. При спалюванні вуглеводню, кількість речовини якого дорівнює 0,1 моль, утворились карбону (IV) оксид об’ємом 6,72 л (нормальні умови) та вода масою 72 г. Визначте формулу вуглеводню.
2H2S + 3O2 = 2H2O + 2SO2
Определим количество вещества SO2: n(SO2) = 0,2 л : 22,4л/моль = 0,00893 моль.
Тогда количество вещества кислорода в 1,5 раза больше, т.е. 0,013395 моль, что соответствует 0,3 л, а так как по реакции объёмы сероводорода и сернистого газа равны, то сероводорода 0,2 л, а у нас ещё есть 40 мл O2, который не прореагировал (т.е. кислород в избытке), но суммарно его было 0,3 л + 0,04 л = 0,34 л, тогда общий объём 0,54 л, отсюда объёмная доля сероводорода 37%, а кислорода 63%.
Если концентрацию водорода увеличить в 2 раза, то скорость увеличится в 2 в кубе , т.е в 8 раз, если концентрацию азота увеличить в два раза, то скорость увеличится также в два раза. Если концентрацию обоих веществ - водорода и азота увеличить в два раза, то скорость реакции увеличится в 8*2 = 16 раз.
При увеличении давления в системе в два раза скорость прямой реакции увеличится в 16 раз, скорость обратной реакции - в 4 раза. Равновесие сместится вправо.
При повышении температуры равновесие этой реакции смещается влево. Поэтому синтез аммиака проводят под давлением, но при не слишком высокой температуре (чтобы обеспечить достаточную скорость реакции, жертвуя приближением к равновесию). Непрореагировавший газ снова пускают в колонну синтеза.