под моделированием понимаются методы получения и исследования моделей. можно дать несколько определений модели.
модель – это некоторый объект, который на разных этапах исследования может заменять исследуемый объект.
модель – это целевой образ объекта оригинала, отражающий наиболее важные свойства для достижения поставленной цели.
модель – это либо мысленно представляемая, либо материально реализованная система, которая может отображать или воспроизводить объект исследования, а также замещать его с целью изучения и представления новой информации об объекте. таким образом, создание каждой модели всегда имеет какую-либо цель.
под целью понимается конечное состояние, при котором изучаемый объект достигает определенного соответствия во времени и пространстве с другим объектом.
среди основных целей создания модели можно выделить следующие:
гносеологические (познавательные);
образовательные;
;
экспериментальные;
созидательные (проектирование).
для достижения поставленных целей модель должна обладать некоторыми свойствами, которые одновременно являются и критериями оценки качества построения модели.
среди свойств модели можно выделить следующие:
эффективность;
универсальность;
устойчивость;
содержательность;
адекватность;
ограниченность;
полнота;
динамичность.
свойство эффективности показывает, насколько правильным было создание и использование модели для достижения поставленной цели. под универсальностью модели понимается возможность её применения в других и для достижения других целей. устойчивость модели означает её правильную работу в изменяющихся внешних условиях и экстренных ситуациях. свойство содержательности определяет количество функции модели.
среди функций модели выделяют описательную, интерпретаторскую, объяснительную, предсказательную, измерительную функции.
адекватность определяет соответствие модели поставленной . модель всегда отображает объект-оригинал не во всех его свойствах и функциях. таким образом, модель является ограниченной. под полнотой модели понимается наличие сведений об объекте-оригинале, необходимых для достижения поставленной цели. динамичность определяет изменение модели с течением времени.
моделирования определяется серединой 20 века, когда была опубликована монография норберта винера «кибернетика или и связь в животном и машине».
важнейшим в моделировании является понятие информации. под информацией можно понимать следующее:
это обозначение содержания полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему. при этом процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям нашей среды и нашей жизнедеятельности в этой среде.
это совокупность, отчужденная от создателя и обобществленная форма знания.
это модель, то есть неадекватное представление знаний.
к примеру, информационной моделью знания можно считать текст, закрепленный на материальном носителе. при этом информационная модель позволяет отделить ценную информацию от несущественной, выбрать аналогии среди различных видов объектов и выбрать в качестве рабочей гипотезы одно из возможных решений.
Главные герои рассказа: маленькая девочка Валя, её нервная и во всём потакающая дочери мама и игрушечный ангел.
Гости, пришедшие на праздник: кухаркина Мотька, прачкин Лёшенька и соседка Нюшенька, упоминаются вскользь.
Валя - уравновешенная и спокойная, ничем, кроме сладкого, не интересующаяся трёхлетняя девочка, выторговывала шоколадки за всё, что ей положено было делать так: вставать утром с кроватки, умываться, есть, гулять, купаться и т. п.
Сначала мать не хотела показывать Вале ангелочка и повесила его на самый верх ёлки, а потом не выдержала и даже дала подержать, надеясь, что дочь оценит прелестную красоту игрушки и приобщится к прекрасному. И даже обрадовалась, когда малышка поцеловала ангелочка. Увы! Валя, уединившись за книжным шкафом, слопала ангела за милую душу. Остались от него только крылышки.
Вот вам и мораль: нельзя идти на поводу у детей, тем более, что шоколад малышам вреден. Я уж не говорю про ёлочные игрушки. Потому что вырастет из такого дитяти манипулятор и эгоист-потребитель. А у Вали уже все задатки проявились. Недаром, утешая плачущую из-за съеденного ангела мать, Валя сказала: "Не плачь, глупенькая. Я тебе денег куплю".
под моделированием понимаются методы получения и исследования моделей. можно дать несколько определений модели.
модель – это некоторый объект, который на разных этапах исследования может заменять исследуемый объект.
модель – это целевой образ объекта оригинала, отражающий наиболее важные свойства для достижения поставленной цели.
модель – это либо мысленно представляемая, либо материально реализованная система, которая может отображать или воспроизводить объект исследования, а также замещать его с целью изучения и представления новой информации об объекте. таким образом, создание каждой модели всегда имеет какую-либо цель.
под целью понимается конечное состояние, при котором изучаемый объект достигает определенного соответствия во времени и пространстве с другим объектом.
среди основных целей создания модели можно выделить следующие:
гносеологические (познавательные);
образовательные;
;
экспериментальные;
созидательные (проектирование).
для достижения поставленных целей модель должна обладать некоторыми свойствами, которые одновременно являются и критериями оценки качества построения модели.
среди свойств модели можно выделить следующие:
эффективность;
универсальность;
устойчивость;
содержательность;
адекватность;
ограниченность;
полнота;
динамичность.
свойство эффективности показывает, насколько правильным было создание и использование модели для достижения поставленной цели. под универсальностью модели понимается возможность её применения в других и для достижения других целей. устойчивость модели означает её правильную работу в изменяющихся внешних условиях и экстренных ситуациях. свойство содержательности определяет количество функции модели.
среди функций модели выделяют описательную, интерпретаторскую, объяснительную, предсказательную, измерительную функции.
адекватность определяет соответствие модели поставленной . модель всегда отображает объект-оригинал не во всех его свойствах и функциях. таким образом, модель является ограниченной. под полнотой модели понимается наличие сведений об объекте-оригинале, необходимых для достижения поставленной цели. динамичность определяет изменение модели с течением времени.
моделирования определяется серединой 20 века, когда была опубликована монография норберта винера «кибернетика или и связь в животном и машине».
важнейшим в моделировании является понятие информации. под информацией можно понимать следующее:
это обозначение содержания полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему. при этом процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям нашей среды и нашей жизнедеятельности в этой среде.
это совокупность, отчужденная от создателя и обобществленная форма знания.
это модель, то есть неадекватное представление знаний.
к примеру, информационной моделью знания можно считать текст, закрепленный на материальном носителе. при этом информационная модель позволяет отделить ценную информацию от несущественной, выбрать аналогии среди различных видов объектов и выбрать в качестве рабочей гипотезы одно из возможных решений.
Главные герои рассказа: маленькая девочка Валя, её нервная и во всём потакающая дочери мама и игрушечный ангел.
Гости, пришедшие на праздник: кухаркина Мотька, прачкин Лёшенька и соседка Нюшенька, упоминаются вскользь.
Валя - уравновешенная и спокойная, ничем, кроме сладкого, не интересующаяся трёхлетняя девочка, выторговывала шоколадки за всё, что ей положено было делать так: вставать утром с кроватки, умываться, есть, гулять, купаться и т. п.
Сначала мать не хотела показывать Вале ангелочка и повесила его на самый верх ёлки, а потом не выдержала и даже дала подержать, надеясь, что дочь оценит прелестную красоту игрушки и приобщится к прекрасному. И даже обрадовалась, когда малышка поцеловала ангелочка. Увы! Валя, уединившись за книжным шкафом, слопала ангела за милую душу. Остались от него только крылышки.
Вот вам и мораль: нельзя идти на поводу у детей, тем более, что шоколад малышам вреден. Я уж не говорю про ёлочные игрушки. Потому что вырастет из такого дитяти манипулятор и эгоист-потребитель. А у Вали уже все задатки проявились. Недаром, утешая плачущую из-за съеденного ангела мать, Валя сказала: "Не плачь, глупенькая. Я тебе денег куплю".