2. С какими из перечисленных веществ: вода, оксид углерода (IV), азотная кислота,
гидроксид кальция, поваренная соль – может вступать в реакцию: а) оксид кальция;
б) оксид фосфора (V); в) оксид кремния (IV). Напишите уравнения
соответствующих реакций. Укажите тип каждой реакции.
В результате взаимодействия цинка с раствором нитрата свинца (II) (Zn + Pb(NO3)2 = ?) происходит образование средней соли – нитрата цинка, а также выделение свободного свинца (замещение). Молекулярное уравнение реакции имеет вид:
\[Zn + Pb(NO_3)_2 \rightarrow Pb + Zn(NO_3)_2.\]
Запишем ионные уравнения, учитывая, что простые вещества на ионы не распадаются, т.е. не диссоциируют.
\[ Zn^{0} + Pb^{2+} + 2NO_3^{-} \rightarrow Pb^{0} + Zn^{2+} + 2NO_3^{-};\]
\[ Zn^{0} + Pb^{2+} \rightarrow Pb^{0} + Zn^{2+}.\]
Первое уравнение называют полным ионным, а второе – сокращенным ионным.
Нитрат цинка представляет собой бесцветные кристаллы, хорошо растворимые в воде и этиловом спирте. Образует кристаллогидраты состава Zn(NO_3)_2 \cdot nH_2O, где n = 1,2, 4, 6, 9.
В лабораторных условиях эту соль получают действием азотной кислоты на оксид или карбонат цинка, а также при взаимодействии цинка с диоксидом азота в ацетонитриле.
\[ Zn + 2N_2O_4 \rightarrow Zn(NO_3)_2 + 2NO.\]
Объяснение:
Опыт №1 Получение, собирание и распознавание кислорода
Цель: получить, собрать и доказать, что получен кислород.
Оборудование и реактивы: перманганат калия(кристаллы), спиртовка, штатив, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, сосуд для собирания кислорода.
Ход работы:
Пробирку закрепил в лапке штатива. Насыпал небольшое количество перманганата калия. Закрыл пробирку пробкой с газоотводной трубкой, Конец трубки поместил в другой сосуд. Пробирку нагрел в пламени спиртовки. По окончании реакции, потушил спиртовку, а в сосуд с кислородом опустил тлеющую лучинку. Она вспыхнула - это доказывает, что в сосуде находится кислород, так как он поддерживает горение и тлеющая лучинка снова загорелась.
Уравнение реакции:
2KMnO₄ =(t°)= K₂MnO₄ + MnO₂ + O₂
Реакция относится к реакциям разложения. Реакция является окислительно-восстановительной. Реакция гетерогенная, некаталитическая.
Mn⁺⁷ + e⁻ = Mn⁺⁶ - восстановление, Mn⁺⁷ - окислитель
Mn⁺⁷ - 3e⁻ = Mn⁺⁴ восстановление, Mn⁺⁷ - окислитель
2O⁻² - 4e⁻ = O₂⁰ окисление, O⁻² - восттановитель
В опыте мы наблюдали след. физические свойства - бесцветен, не имеет запаха и вкуса, тяжелее воздуха. D(возд.) = 32/29 > 1, поэтому сосуд держали вниз дном.
Кислород распознал с тлеющей лучинки. Так как кислород поддерживает горение, то лучинка должна вспыхнуть. При помещении тлеющей лучинки в сосуд с распознаваемым газом, она вспыхнула, след. исследуемый газ - кислород.
Опыт №2 Получение, собирание и распознавание оксида углерода(IV)
Цель: получить, собрать и распознать углекислый газ.
Оборудование и реактивы: мел, раствор соляной кислоты, пробка с газоотводной трубкой, пробирки, известковая вода.
Ход работы:
В пробирку положил кусочек мела, прилили 2-3 мл. раствора соляной кислоты, пробирку заткнул пробкой с газоотводной трубкой, конец трубки опустил в пробирку с известковой водой. При пропускании углекислого газа, известковая вода мутнеет, так как образуется карбонат кальция.
CO₂ + Ca(OH)₂ = CaCO₃ + H₂O
Реакция относится к реакциям обмена. Гетерогенная, некаталитическая.
С точки зрения ТЭД:
CO₂ + Ca²⁺ + 2OH⁻ = CaCO₃ + H₂O
Физ. свойства: газ, без цвета, без запаха, без вкуса, тяжелее воздуха.
D(возд.) = 44/29 >1
Углекислый газ так же проверяли с тлеющей лучинки. Углекислый газ не поддерживает горение, и при опускании нами тлеющей лучинки в пробирку с CO₂, лучинка потухла, так как CO₂ не поддерживает горение.
Вывод: опытным путем получили, собрали и доказали наличие кислорода и углекислого газа в пробирке.
Объяснение: