2018 - Год ГТЦ + ВЕСТНИК 1. Найдите x 5х+ если нейтроны из всех
составляющих частиц 800/21 процентов. А) 2 в) 4 c) 6 D) O
2. Какие из следующих высказываний верны?
1) физические и химические явления имеют разницу между собой, в физических явлениях молекулы не сохраняются; 2) молекулы состоят из атомов: 3) химический состав молекулы изменяется при химических явлениях; 4) масса химических веществ вступивших в химическую реакцию не равна массе образовавшихся веществ5) между молекулами существует сила притяжения
и отталкивания
А)1,2,4
B) 1,4
С) 1,3,5 D) 2,3,5
3. В каком из соединений соотношение атомов серы и кислорода равно 1:5? С) тиосульфат натрия
А) сульфат алюминия В) гидрокс сульфат алюминия
D) сульфат калия
4. Аллотропическое состояние какого элемента является карбин?
A) S B) Sn C) C D) P
5. В каком из соединений соотношение атомов кислорода и серы равно 3:12 A) CaHSO3 C) NaHS₂O3
B) Na₂SO4 D) Na2H2S2O
2019 - Год ГТЦ
1. В какой молекуле соотношение числа элементов к числу атомов равно 1:3 A) AIPO4 B) Fe(NO3)2 D) CuSO4
C) CaHPO3
1) неизменяемый объём; 2)
неизменяемая форма; 3)изменчивый объём: 4) изменчивая форма: А) 3,4 B) 2,3 C)1,4 D)1,2
2020 - Год ГТЦ
1. Что из перечисленного не является химическим явлением? В) конденсация водяного пара
А) ржавчина железа
2. Какие из приведенных смесей можно
выделить методом фильтрации? B) известковое молоко
A) поваренная соль и вода
С) спирт и вода D) бензин и вода
3. В каком из приведенных ниже данных азот представлен в виде химического
элемента? а) содержится в чилийской селитре (NaNO3); b) образуется при пропускании аммиака над нагретым CuO c) имеет важное значение для нормального росто культурных растений; d) бесцветный газ
без запаха.
А) 0,с B) a b c) cd D) b.d
4. Содержание каких веществ зависит от получения? 1) COz: 2) FeO; 3) H2O; 4) No2: 5) Ca N: 6) VO: A) 1,3,4 B) 2,4,6 C) 2,5,6 D) 1,3,5
5. Укажите ответ, в котором даны два сложных, одно простое вещество. A) Fe, Cu, So B) CO2, CH4, P4 C) KH, О2. О D) P4, CO. Os
6. Сколько из перечисленных элементов содержится в более чем одном простом веществе?
Кислород, углерод, йод, фтор, сера, бром, фосфор A) 2 B) 5 C) 3 D) 4
7. Обозначьте пары химических
элементов, в которых число простых веществ превышает число элементов A) C: Br B) NF C) H:0 D) S: P
8. Какими свойствами обладает вещество вода при 270 °C? (P = 1 atm)
А) 1,3 B) 1,2,3 C) 1,4 D) 2,4,5
4. Определите в соответствующем порядке количество нейтронов, содержащихся в изотопах 180, 170, 16. А) 6,7,8 В) 10,9,8 С)7,8,9 D) 8,9,10
5. Определить сумму чисел нейтронов, протонов и электронов, содержащихся в
изотопах но, поо А) 79 В) 78 C) 81 D) 75
а) Закончить уравнение реакции, записать сокращённое ионно-молекулярное
Fe(OH)3↓ + H2SO4 =
По сокращенному - ионно-молекулярному уравнению составить молекулярное
2 Cu2-- + 2 CO32- + 2 H2 O = [Cu(OH)]2CO3↓ + HCO3- + Н+
Записать уравнения гидролиза соли K2SO3 (молекулярные, ионно- молекулярные,
сокращённые ионно-молекулярные) по всем ступеням. Указать окраску
универсального индикатора в растворе этой соли, определить направление
смещения равновесия гидролиза при:
а) подкислении раствора
б) подщелачивании раствора;
Рассчитать pH в 0,05 н растворе этой соли.Рассчитать pH раствора, в 10 л которого содержится 1,46 г HCl (α=100%).
Какова молярность раствора Ba(OH)2, pH которого равен 13? (α=100%).
а) Закончить уравнение реакции, записать сокращённое ионно-молекулярное
Fe(OH)3↓ + H2SO4 =
По сокращенному - ионно-молекулярному уравнению составить молекулярное
2 Cu2-- + 2 CO32- + 2 H2 O = [Cu(OH)]2CO3↓ + HCO3- + Н+
Записать уравнения гидролиза соли K2SO3 (молекулярные, ионно- молекулярные,
сокращённые ионно-молекулярные) по всем ступеням. Указать окраску
универсального индикатора в растворе этой соли, определить направление
смещения равновесия гидролиза при:
а) подкислении раствора
б) подщелачивании раствора;
Рассчитать pH в 0,05 н растворе этой соли.
ответ:/
Объяснение:
Цель. Расширить и углубить представление учащихся о растворах и процессах растворения.
Образовательные задачи: определить, что такое раствор, рассмотреть процесс растворения – как физико – химический процесс; расширить представление о строении веществ и химических процессах, происходящих в растворах; рассмотреть основные виды растворов.
Развивающие задачи:Продолжать развитие речевых навыков, наблюдательности и умение делать выводы на основе лабораторной работы.
Воспитательные задачи: воспитывать мировоззрение у обучающихся через изучение процессов растворимости, так как растворимость веществ важная характеристика для приготовления растворов в быту, медицине и других важных отраслях промышленности и жизни человека.
Ход урока.
Что такое раствор? Как приготовить раствор?
Опыт №1. В стакан с водой поместить кристалл перманганата калия. Что наблюдаем? К какому явлению относится процесс растворения?
Опыт №2.Налить в пробирку 5 мл воды. Затем добавить 15 капель концентрированной серной кислоты (H2SO4конц.). Что наблюдаем? (ответ: пробирка нагрелась, протекает экзотермическая реакция, значит, растворение химический процесс).
Опыт №3. В пробирку с нитратом натрия добавляем 5 мл воды. Что наблюдаем? (ответ: пробирка стала холоднее, протекает эндотермическая реакция, значит растворение химический процесс).
Процесс растворения рассматривают как физико-химический процесс.
Стр. 211 заполнить таблицу.
Растворимость твердых веществ в воде зависит:
Задание: наблюдение влияния температуры на растворимость веществ.
Порядок выполнения:
В пробирки №1 и №2 с сульфатом никеля прилейте воды (1/3 объема).
Пробирку с №1 нагрейте, соблюдая технику безопасности.
В какой из предложенных пробирок №1 или №2 процесс растворения протекает быстрее?
Сделайте вывод о влиянии температуры на растворимость веществ.
Рис.126 стр. 213
А) растворимость хлорида калия при 30 0С составляет 40 г
при 65 0С составляет 50 г.
Б) растворимость сульфата калия при 40 0С составляет 10 г
при 800С составляет 20 г.
В) растворимость хлорида бария при 90 0С составляет 60 г
при 00С составляет 30 г.
Задание: наблюдение влияния природы растворенного вещества на процесс растворения.
Порядок выполнения:
В 3 пробирки с веществами: хлорид кальция, гидроксид кальция, карбонат кальция, прилейте по 5 мл воды, закройте пробкой и хорошо встряхните для лучшего растворения вещества.
Какое из предложенных веществ хорошо растворяется в воде? Какое не растворяется?
таким образом, процесс растворения зависит от природы растворенного вещества:
- хорошо растворимые: (по три примера)
- малорастворимые:
- практически нерастворимые:
3) Задание: наблюдение влияния природы растворителя на процесс растворения веществ.
Порядок выполнения:
В 2 пробирки с медным купоросом прилейте в 5 мл спирта (№1) и 5 мл воды (№2),
закройте пробкой и хорошо встряхните для лучшего растворения вещества.
Какой из предложенных растворителей хорошо растворяет медный купорос?
Сделайте вывод о влиянии природы растворителя на процесс растворения и
веществ растворяться в разных растворителях.
Виды растворов:
Насыщенный раствор – это раствор, в котором приданной температуре вещество больше не растворяется.
Ненасыщенный – это раствор, в котором при данной температуре вещество может еще растворяться.
Пересыщенный – это раствор, в котором вещество может еще растворяться только при повышении температуры.
Как-то утром я проспал.
В школу быстро собирался:
Чай холодный наливал,
Сахар всыпал, помешал,
Но не сладким он остался.
Я ещё досыпал ложку,
Стал послаще он немножко.
Чай допил я до остатка,
А в остатке стало сладко,
Сахар ждал меня на дне!
Стал прикидывать в уме –
Отчего судьбы немилость?
Виновата – растворимость.
Выделите виды растворов в стихотворении. Что необходимо сделать, чтобы сахар полностью растворился в чае.
Физико - химическая теория растворов.
Растворенное вещество при растворении с водой образует гидраты.
Гидраты-это непрочные соединения веществ с водой, существующие в растворе.
При растворении происходит поглощение или выделение теплоты.
При повышении температуры растворимость веществ увеличивается.
Состав гидратов непостоянен в растворах и постоянен в кристаллогидратах.
Кристаллогидраты – соли, в состав которых входит вода.
Медный купорос CuSO4∙5H2O
Сода Na2CO3∙ 10H2O
Гипс CaSO4∙2H2O
Задачи:
Растворимость хлорида калия в воде при 60 0С равна 50г. Определите массовую долю соли в растворе, насыщенном при указанной температуре.
Определите растворимость сульфата калия при 80 0С. Определите массовую долю соли в растворе, насыщенном при указанной температуре.
161 г глауберовой соли растворили в 180 л воды. Определите массовую долю соли в полученном растворе.
Домашнее задание. Параграф 35
Сообщения.
- удивительные свойства воды;
- вода – самое ценное соединение;
- использование воды в промышленности;
- искусственное получение пресной воды;
-борьба за чистоту воды.