Цель: сравнить скорость протекания химической реакции взаимодействия раствора соляной кислоты с различными металлами. Оборудование и реактивы: раствор соляной кислоты, Mg, Zn, Fe, пробирки.
Возьмите три пробирки и налейте в них по одному мл соляной кислоты, поместите в них примерно одинаковые кусочки Mg, Zn, Fe. Наблюдения и выводы запишите в таблицу.
Инструкция группе 2.
Влияние концентрации реагирующих веществ на скорость химической реакции.
Цель: изучить зависимость скорости взаимодействия растворов соляной кислоты разной концентрации с Zn.
Оборудование и реактивы: раствор HCl, Zn, H2O.
В три пробирки налейте раствор HCl: в первую - 3мл, во вторую - 2мл, в третью - 1мл. Во вторую и третью пробирки долейте воды до 3 мл. В каждую пробирку поместите одинаковые гранулы Zn. Наблюдения и выводы занесите в таблицу.
Инструкция группе 3.
Влияние температуры на скорость химической реакции.
Цель: сравнить скорость химической реакции взаимодействия CuO и H2SO4 при разной температуре.
Оборудование и реактивы: CuO, H2SO4, спиртовка, стакан с горячей водой, пробирки.
В три пробирки насыпьте немного порошка CuO, добавьте 3-5мл раствора H2SO4 . Первую пробирку поставьте в штатив, вторую - в стакан с горячей водой (пробирку предварительно подогрейте), третью нагрейте в пламени спиртовки. По изменению окраски раствора сделайте вывод о скорости протекания химической реакции.
Инструкция группе 4.
Влияние поверхности соприкосновения реагирующих веществ на скорость химической реакции.
Цель: сравнить скорость взаимодействия раствора соляной кислоты с гранулами, опилками и порошком Zn.
Оборудование и реактивы: раствор HCl, Zn, пробирки.
В три пробирки поместите гранулы, опилки и порошок Zn примерно одинакового объёма, добавьте раствор HCl. Наблюдения и выводы занесите в таблицу.
Инструкция группе 5.
Влияние катализатора на скорость химической реакции.
Цель: рассмотреть влияние катализаторов MnO2 на скорость разложения перекиси водорода.
Оборудование и реактивы: раствор H2O2, MnO2, пробирки, спиртовка, лучинка.
Вспомните, какие вещества называют катализаторами?
В пробирку налейте раствор H2O2. Что наблюдаете? Добавьте в пробирку немного порошка MnO2. Внесите в пробирку тлеющую личинку. Какой газ выделяется? Сравните скорость разложения H2O2 при разных условиях.
K2CO3 + H2O <=> KHCO3 + KOH (обратимая первая стадия гидролиза, pH >7)
FeCl3 + H2O <=> Fe(OH)Cl2 + HCl (обратимая первая стадия гидролиза, pH < 7)
Fe(OH)Cl2 + H2O <=> Fe(OH)2Cl + HCl (обратимая вторая стадия гидролиза, pH < 7)
Pb(CH3COO)2 + 2 H2O <=> Pb(OH)Сl + CH3COOH (слабая кислота) ; обратимая первая стадия гидролиза, равновесие смещено вправо, pH < 7
Pb(OH)Сl + H2O => Pb(OH)2 (труднорастворимый осадок) + CH3COOH (слабая кислота) ; необратимая вторая стадия гидролиза, pH < 7, идёт очень МЕДЛЕННО.
NaCl + H2O => гидролиз не идёт ни по катиону, ни по аниону, pH =7.
Уравнения в сокращённой ионной форме:
CO3(2-) + H2O <=> HCO3(-) + OH(-)
Fe(3+) + H2O <=> Fe(OH)(2+) + H(+)
Fe(OH)(2+) + H2O <=> Fe(OH)2(+) + H(+)
Pb(2+) + H2O <=> Pb(OH)(+) + H(+)
CH3COO(-) + H(+) <=> CH3COOH (равновесие смещено в прямом направлении)
Pb(OH)(+) + H2O => Pb(OH)2 + H(+)
CH3COO(-) + H(+) <=> CH3COOH (равновесие смещено в прямом направлении)