Успех учения во многом зависит от того, обладают ли ребята умением определять сходное и различное. Им обязательно нужно научиться замечать сходное там, где с внешней стороны явления сильно отличаются друг от друга, и находить различие в тех случаях, когда ярко внешнее сходство. Умение сравнивать и находить в результате сходство и различие предметов и явлений – непременное свойство творческой личности, а именно на это направлена одна из важнейших функций школьного химического образования.Применять такой методический прием, как сравнение, следует с учетом содержания учебного материала, а также индивидуальной подготовки и развития учащихся. В начале изучения курса химии (8 класс, тема “Первоначальные химические понятия”) школьникам предлагают сравнивать предметы и вещества, отношения между которыми достаточно просты. По мере овладения учебным материалом и развития мышления целесообразно чаще использовать для сравнения предметы и явления, отношения между которыми более сложны.Прием сравнения активизирует мыслительную деятельность сознательному и прочному усвоению знаний и является средством проверки осознанности и глубины знаний. Используя этот прием, ученики анализируют и синтезируют, выделяют существенные признаки, располагают их в новом соотношении, делают обобщения и выводы.Несмотря на очевидную эффективность данного приема, он мало еще используется преподавателями, в то время как сравнение следует проводить систематически. Это объясняется, возможно, тем, что в методической литературе недостаточно указаний по его применению. В самом деле, если не устанавливать связи между курсами неорганической и органической химии, отдельными классами веществ, не подчеркивать общее и различное в их структуре и свойствах, то учащиеся приобретают лишь отрывочные знания, не связанные между собой. В этом случае, у них не формируются представления об изучении химии как непрерывном процессе, отражающем диалектику развития от простого к сложному. Задача преподавателя - прежде всего в том, чтобы выявить существующие в природе связи и взаимозависимости, показать, где это возможно, генетическое родство между классами веществ ребятам проникнуть в сущность явлений, научить их делать правильные обобщения и выводы.Таким образом, преподавателю следует использовать прием сравнения при изучении каждой темы в каждом классе, а при составлении тематического плана намечать, где и как будет применяться этот прием.Предмет химии предоставляет богатый и разнообразный материал для сравнения, которое возможно использовать на различных этапах урока.Прием сравнения сам по себе является весьма сложным для учащихся. Причем следует отметить сложность не только по части выявления сходства и различия между веществами, явлениями и их описания средствами химического языка, а в большей степени по определению параметров сравнения, с последующим осуществлением сравнения на их основе, поэтому очень важно заострить внимание на этом
Соль и сахар Сходства: оба - белые кристаллические соединения, хорошо растворимые в воде. Растворы имеют нейтральную реакцию. Отличия Соль - неорганическое ионное соединение, диссоциирующее в воде на ионы натрия и хлора. Не горит, очень высоко плавится. Соленая на вкус Сахар - органическое соединение с молекулярной кристаллической решеткой, при нагревании легко плавится, обугливается и сгорает. В воде не диссоциирует. На вкус сладкий
Уксусная кислота и вода Сходства Бесцветные жидкости с близкими температурами кипения (вода 100 оС, укс кислота 118оС) и плавления вода 0оС, уксусная кислота 16 оС), взаимодействуют с активными металлами, такими как натрий, калий с выделением водорода
Различия: Вода - неорганическое вещество, уксусная кислота - органическое, вода - малодиссоциированное вещество имеет нейтральную реакцию. Уксусная кислота - хоть и слабая, но кислота, и реакция ее раствора в воде кислотная рН меньше 7)
Оба вещества взаимодействуют с щелочными оксидами, но вода дает гидроксиды, а кислота – соли.
Сходства: оба - белые кристаллические соединения, хорошо растворимые в воде. Растворы имеют нейтральную реакцию.
Отличия
Соль - неорганическое ионное соединение, диссоциирующее в воде на ионы натрия и хлора. Не горит, очень высоко плавится. Соленая на вкус
Сахар - органическое соединение с молекулярной кристаллической решеткой, при нагревании легко плавится, обугливается и сгорает. В воде не диссоциирует. На вкус сладкий
Уксусная кислота и вода
Сходства
Бесцветные жидкости с близкими температурами кипения (вода 100 оС, укс кислота 118оС) и плавления вода 0оС, уксусная кислота 16 оС), взаимодействуют с активными металлами, такими как натрий, калий с выделением водорода
Различия: Вода - неорганическое вещество, уксусная кислота - органическое, вода - малодиссоциированное вещество имеет нейтральную реакцию. Уксусная кислота - хоть и слабая, но кислота, и реакция ее раствора в воде кислотная рН меньше 7)
Оба вещества взаимодействуют с щелочными оксидами, но вода дает гидроксиды, а кислота – соли.