Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Обобщение знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»
Изучая разные классы неорганических веществ, мы узнали, что каждый класс со-единений обладает характерными химическими свойствами. Также можно взаимосвязи между веществами разных классов неорганических соединений.
Неметалл фосфор горит в кислороде ослепительным пламенем, в результате обра-зуется окисид фосфора (V): 4P + O2 = 2P2O5.
Растворим оксид фосфора (V) в воде и добавим несколько капель индикатора лак-муса. Оксид фосфора (V) взаимодействует с водой с образованием кислоты: P2O5 + 3H2O = 2H3PO4.
Оксид фосфора (V) – кислотный оксид. К получившемуся раствору кислоты по ка-плям будем приливать раствор гидроксида натрия. Щёлочь нейтрализует получившуюся кислоту. В результате образуются соль и вода: H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3H2O.
У нас получилась цепочка превращений, в которой все вещества относятся к раз-ным классам неорганических соединений, но связаны общим химическим элементом:
P P2O5 H3PO4 Na3PO4
Неметалл кислотный оксид кислота соль
Такую же цепочку можно составить и для типичного металла, например для кальция.
На воздухе кальций горит ослепительным пламенем. В результате образуется оксид кальция: 2Ca + O2 = 2CaO.
Растворим оксид кальция в воде. Прильём несколько капель фенолфталеина. Оксид кальция взаимодействует с водой с образованием щёлочи: CaO + H2O = Ca(OH)2.
Оксид кальция – основный оксид. Прильём к получившемуся раствору несколько капель соляной кислоты. Кислота нейтрализует щёлочь. В результате образуются соль и вода: Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 + 2H2O
В получившейся цепочке превращений все вещества относятся к разным классам неорганических соединений, но связаны общим химическим элементом – металлом:
Ca CaO Ca(OH)2 CaCl2
металл основный оксид основание (щёлочь) соль
Такую цепочку превращений нельзя составить для металлов, которые образуют не-растворимые основания. Генетический ряд в этом случае будет другим.
Генетический ряд называют рядом превращений. Он характеризует взаимопревра-щения веществ разных классов
1) открываем таблицу менделеева. количество электронов у элемента равно порядковому номеру. ==> элемент с зарядом 15 - во втором периоде и это фосфор.
правильный ответ: 1)
2) атомный радиус возрастает по возрастанию периода. к примеру: атомный радиус у li < na < k < rb < cs < fr. т.е. по простому - возрастает по мере движения "вниз" по таблице.
правильный ответ: 4)
в других случаях:
в первом возрастает электроотрицательность.
во втором падает радиус атома.
в третьем возрастает электроотрицательность.
3) из выбора ковалентная полярная, ковалентная неполярная и ионная, правильный ответ - 2)
полярная возникает в молекулах, атомы которых разные -
неполрная - в диатомных молекулах, атомы которых идентичны -
ионная - между металлами и неметаллами (так же в солях, поэтому, к примеру, у связь ионная).
4) просто требуется запомнить.
амфотерные: и т.д.
несолеобразующие - те, которые не образуют кислоты и в общем инертные. к примеру -
основные - .
кислотные - при взаимодействии с водой образуют кислоты.
правильный ответ: 4)