Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Обобщение знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»
Изучая разные классы неорганических веществ, мы узнали, что каждый класс со-единений обладает характерными химическими свойствами. Также можно взаимосвязи между веществами разных классов неорганических соединений.
Неметалл фосфор горит в кислороде ослепительным пламенем, в результате обра-зуется окисид фосфора (V): 4P + O2 = 2P2O5.
Растворим оксид фосфора (V) в воде и добавим несколько капель индикатора лак-муса. Оксид фосфора (V) взаимодействует с водой с образованием кислоты: P2O5 + 3H2O = 2H3PO4.
Оксид фосфора (V) – кислотный оксид. К получившемуся раствору кислоты по ка-плям будем приливать раствор гидроксида натрия. Щёлочь нейтрализует получившуюся кислоту. В результате образуются соль и вода: H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3H2O.
У нас получилась цепочка превращений, в которой все вещества относятся к раз-ным классам неорганических соединений, но связаны общим химическим элементом:
P P2O5 H3PO4 Na3PO4
Неметалл кислотный оксид кислота соль
Такую же цепочку можно составить и для типичного металла, например для кальция.
На воздухе кальций горит ослепительным пламенем. В результате образуется оксид кальция: 2Ca + O2 = 2CaO.
Растворим оксид кальция в воде. Прильём несколько капель фенолфталеина. Оксид кальция взаимодействует с водой с образованием щёлочи: CaO + H2O = Ca(OH)2.
Оксид кальция – основный оксид. Прильём к получившемуся раствору несколько капель соляной кислоты. Кислота нейтрализует щёлочь. В результате образуются соль и вода: Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 + 2H2O
В получившейся цепочке превращений все вещества относятся к разным классам неорганических соединений, но связаны общим химическим элементом – металлом:
Ca CaO Ca(OH)2 CaCl2
металл основный оксид основание (щёлочь) соль
Такую цепочку превращений нельзя составить для металлов, которые образуют не-растворимые основания. Генетический ряд в этом случае будет другим.
Генетический ряд называют рядом превращений. Он характеризует взаимопревра-щения веществ разных классов
2-4
1) H₂O + P₂O₅ = 2HPO₃
2) B₂O₃ + 3H₂O = 2H₃BO₃
3) Na₂O + H₂O = 2NaOH
4) P₂O₅ + 3H₂O = 2H₃PO₄
2-5
а) Fe + CuCl₂ = Cu + FeCl₂
3Zn + 2FeBr₃ = 3ZnBr₂ + 2Fe
3HgCl₂ + 2Al = 2AlCl₃ + 3Hg
Mg + 2H₂O = H₂ + Mg(OH)₂
б) Fe₂O₃ + 3H₂ = 3H₂O + 2Fe
3PbO + 2Al = Al₂O₃ + 3Pb
Cr₂O₃ + 3Mg = 3MgO + 2Cr
2Al + 6H₂O = 2Al(OH)₃ + 3H₂
2-6
а) 2KCIO₃ = 2KCI + 3O₂
2NaNO₃ = 2NaNO₂ + O₂
2CuOH = Cu₂O + H₂O
2Al(OH)₃ = Al₂O₃ + 3H₂O
б) 3KCIO = KCIO₃ + 2KCI
NH₄NO₃ = N₂O + 2H₂O
NH₄NO₂ = N₂ + 2H₂O
(CuOH)₂CO₃ = 2CuO + H₂O + CO₂
2-7
а) Mg + 2HCI = H₂ + MgCl₂
4HJ + O₂ = 2J₂ + 2H₂O
10Al + 3V₂O₅ = 5Al₂O₃ + 6V
Br₂ + 2KJ = 2KBr + J₂
б) 6HCI + 2Al = 2AlCl₃ + 3H₂
2Al + WO₃ = W + Al₂O₃
J₂ + H₂S = S + 2HJ
2F₂ + 2H₂O = 4HF + O₂
Правила техники безопасности
при работе с едкими, горючими и токсичными веществами,
средствами бытовой химии
Во время работы в кабинете химии необходимо соблюдать правила техники безопасности:
Каждый работающий должен знать, где находятся в кабинете средства противопожарной защиты и аптечка, содержащая все необходимое для оказания первой
Прежде чем приступить к выполнению работы, необходимо подробно изучить инструкцию по её выполнению. Следует строго соблюдать все указания учителя по безопасному обращению с приборами, реактивами, методам нагревания.
Опыты нужно проводить только в чистой химической посуде. После окончания эксперимента посуду сразу же следует мыть.
В процессе работы необходимо соблюдать чистоту и аккуратность, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.
Никакие вещества в кабинете химии нельзя пробовать на вкус. Приём пищи в кабинете химии запрещается.
При определении запаха вещества нельзя наклоняться над ним, нельзя вдыхать пары или выделяющийся газ. Нужно лёгким движением руки над горлом сосуда направить пар или газ к носу и вдыхать осторожно.
На любой посуде, где хранятся реактивы, должны быть этикетки с указанием названия веществ.
Сосуды с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.
Насыпать или наливать вещества можно только над специальным подносом.
Для опыта следует брать точно указанное количество вещества. Нельзя ошибочно взятый излишек реактива ссыпать (выливать) обратно в склянку или банку.
Для ускорения растворения твёрдых веществ в пробирке нельзя закрывать её отверстие пальцем при встряхивании.
Для нагревания жидкостей разрешается использовать только тонкостенные сосуды. Запрещается наполнять жидкостью пробирки перед нагревание более чем на треть, горло сосудов следует направлять в сторону от работающих. В течение всего процесса нагревания запрещается наклоняться над сосудами и заглядывать в них.
При пользовании пипеткой категорически запрещается втягивать жидкость ртом.
Твёрдые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с совочков, ложечек, шпателей, но не руками. Измельчение твёрдых веществ проводить только в фарфоровой ступке с пестика.
Категорически запрещается выливать в раковины концентрированные растворы кислот и щелочей, а также различные органические растворители, сильно пахнущие и огнеопасные вещества. Все эти отходы нужно сливать в специальные бутыли.
Объяснение:
Вещества, которые при попадании на кожу вызывают химические ожоги, называются едкими. К ним относятся кислоты и щёлочи.
Хранить едкие вещества можно только в толстостенной стеклянной посуде.
Растворы из концентрированных кислот и твердых щелочей готовит учитель.
Особую опасность представляют концентрированные кислоты: неорганические (соляная, азотная, серная), органические (уксусная). Они вызывают глубокие ожоги и требуют осторожности в обращении.
Соляная кислота (HCl) – это бесцветная, дымящаяся на воздухе жидкость несколько тяжелее воды.
Азотная кислота (HNO3) – бесцветная жидкость с резким запахом, неограниченно растворимая в воде.
Серная кислота (H2SO4) – бесцветная жидкость, вязкая как масло, не имеет запаха, почти вдвое тяжелее воды.
Уксусная кислота (CH3COOH) – бесцветная жидкость с характерным резким запахом, хорошо растворяется в воде
При обращении с кислотами необходимо соблюдать правила безопасной работы:
Для приготовления растворов серной, азотной и других кислот необходимо их приливать к воде тонкой струей при непрерывном перемешивании, а не наоборот. Приливать воду в кислоту запрещается!