ответ:Заттар көбінесе таза күйінде болмайды, мысалы, табиғи минералдар әр түрлі құрамдас бөліктерден тұрады. Сондықтан табиғи минералдардан өндіріс орындарында бір ғана өнім алынбайды, қосымша заттар түзіледі.
Қоспалар құрамына қарай біртекті және әртекті болады.
Таза заттар бірдей молекулалардан, ал коспалар әр түрлі заттардың молекулаларынан тұрады.
Қоспалардың жіктелуі
Біртекті қоспалардың құраушыларының агрегаттық күйлері бірдей болады және оларды жай көзбен көруге болмайды, өйткені олар өте ұсақ күйде болады (газ қо тұздың, канттың судағы ерітінділері).
Ауа негізінен оттегі мен азот газдарының қо Ауада заттардың жануы ондағы оттегінің қасиетін сақтайтындығынан болады. Сендер таза судың түссіз, иіссіз, дәмсіз, 100°С-да қайнап, 0°С- да қататын сұйық зат екенін білесіңдер. Ал суға ас тұзын еріткенде, оған ащы дәм береді. Мынадай тәжірибе жасайық. Қайнап тұрған суға тұз салғанда, оның қайнауы тоқтайды. Яғни тұз ерітіндісінің қайнау температурасы 100°С-дан жоғары болатынын байқаймыз. Тұз ерітіндісі қайнау үшін тағы қыздыру керек. Қыс мезгілінде көктайғақты болдырмау үшін жолдарға тұз шашады. Сонда судың қату температурасы төмендейді.
Әртекті қоспалардың кұраушылары әр түрлі болады, мысалы, су мен саз екіге бөлініп тұрады.
Қоспа кұрамындағы заттар өздерінің қасиеттерін сактайды. Мысалы, тұз бен құмның қо суда ерітсек, тұз ериді де құм ерімей ыдыстың түбіне шөгіп қалады, сөйтіп бөліп алуға болады.
Таза заттардың қасиеттері тұрақты болады, ал қоспаның қасиеті өзгеріп отырады (ʈ° балқу, ʈ° қайнау т.б.).[1]
В Жидебае находится зимовка и жилой дом великого поэта. Туристы и гости, посетившие это место, воочию видят ценные реликвии эпохи поэта и узнают много исторических сведений. Благодатная земля Жидебая перешла от Кунанбая его сыну Оспану. Затем после смерти Оспана земля перешла во владение Абая. «Знаменитый Жидебай и озеро Колькайнар, заповедник, где детство Абая, заняли высокое место в его сердце. Это – аул бабушки Зере и матери Улжан. Абай в почтенном возрасте, 30 лет жил в Жидебае, многие его чудесные произведения родились здесь. Жидебай был назван Меккой казахской поэзии. Жидебай, с его сочной травой, обильной водой, удобный для скота, находился рядом с Шынгыстау, удобная стоянка, откуда можно без труда добраться до джайляу», - пишет ученый-абаевед Асан Омаров в своих исследованиях. Как известно, что в Жидебае зимовали мать Кунанбая – Зере, а также его две жены – Улжан и Айгыз. Абай вырос в заботливых руках этих матерей. По словам краеведов, Абай реконструировал дом в Жидебае, сделал капитальный ремонт. К 100-летнему юбилею поэта (1945) зимовка была восстановлена в качестве дома-музея. К 125-летнему юбилею Абая был проведен капитальный ремонт, создана мемориальная экспозиция. А в преддверии 150-летнего юбилея музей восполнили литературной экспозицией. Комплекс дома-музея занимает большую площадь. В самой середине находится зимовка. Зимовка состоит из 5-и комнат и 2-х коридоров. Прямо у входа в музей посетителей встречает бронзовая скульптура Абая. На стене передней комнаты висит шежире предков Абая и фотодокументы, характеризующие эпоху поэта. Также установлен ознакомительный стенд об истории кыстау (зимовки). В последующих экспозиционных залах выставлены документы, рассказывающие о детях поэта, Акылбае, Магауия, Турагуле, продолживших его поэтическую традицию и о творчестве его духовных учеников, Шакарима, Кокбая, Арипа, Асета, Уайса, донесших его наследие до потомков. Следующий зал посвящен взаимоотношениям Абая и его русских друзей, сосланных в Семей. После знакомства с ними Абай начал систематизировано и глубоко изучать русскую и западноевропейскую художественную, историческую литературу. Об их приезде в аул Абая в своих воспоминаниях рассказывает племянник Абая – Какитай Ыскакулы. В разные годы гостями Абая были: Е.П. Михаэлис (28.12.1871 – 26.04.1972 гг.), С. Гросс (04.06.1884 – 01.07.1884 гг.), Н.И. Долгополов (15.07.1885 – 10.08.1885 гг.). Совместно со ссыльной интеллигенцией Абай занимался краеведением и просветительством. Абай внес огромный вклад в поиске, сборе и систематизации этнографических экспонатов для краеведческого музея в исследовании жизни и быта, истории, традиций казахов.
ответ:Заттар көбінесе таза күйінде болмайды, мысалы, табиғи минералдар әр түрлі құрамдас бөліктерден тұрады. Сондықтан табиғи минералдардан өндіріс орындарында бір ғана өнім алынбайды, қосымша заттар түзіледі.
Қоспалар құрамына қарай біртекті және әртекті болады.
Таза заттар бірдей молекулалардан, ал коспалар әр түрлі заттардың молекулаларынан тұрады.
Қоспалардың жіктелуі
Біртекті қоспалардың құраушыларының агрегаттық күйлері бірдей болады және оларды жай көзбен көруге болмайды, өйткені олар өте ұсақ күйде болады (газ қо тұздың, канттың судағы ерітінділері).
Ауа негізінен оттегі мен азот газдарының қо Ауада заттардың жануы ондағы оттегінің қасиетін сақтайтындығынан болады. Сендер таза судың түссіз, иіссіз, дәмсіз, 100°С-да қайнап, 0°С- да қататын сұйық зат екенін білесіңдер. Ал суға ас тұзын еріткенде, оған ащы дәм береді. Мынадай тәжірибе жасайық. Қайнап тұрған суға тұз салғанда, оның қайнауы тоқтайды. Яғни тұз ерітіндісінің қайнау температурасы 100°С-дан жоғары болатынын байқаймыз. Тұз ерітіндісі қайнау үшін тағы қыздыру керек. Қыс мезгілінде көктайғақты болдырмау үшін жолдарға тұз шашады. Сонда судың қату температурасы төмендейді.
Әртекті қоспалардың кұраушылары әр түрлі болады, мысалы, су мен саз екіге бөлініп тұрады.
Қоспа кұрамындағы заттар өздерінің қасиеттерін сактайды. Мысалы, тұз бен құмның қо суда ерітсек, тұз ериді де құм ерімей ыдыстың түбіне шөгіп қалады, сөйтіп бөліп алуға болады.
Таза заттардың қасиеттері тұрақты болады, ал қоспаның қасиеті өзгеріп отырады (ʈ° балқу, ʈ° қайнау т.б.).[1]
Объяснение:
Объяснение:
В Жидебае находится зимовка и жилой дом великого поэта. Туристы и гости, посетившие это место, воочию видят ценные реликвии эпохи поэта и узнают много исторических сведений. Благодатная земля Жидебая перешла от Кунанбая его сыну Оспану. Затем после смерти Оспана земля перешла во владение Абая. «Знаменитый Жидебай и озеро Колькайнар, заповедник, где детство Абая, заняли высокое место в его сердце. Это – аул бабушки Зере и матери Улжан. Абай в почтенном возрасте, 30 лет жил в Жидебае, многие его чудесные произведения родились здесь. Жидебай был назван Меккой казахской поэзии. Жидебай, с его сочной травой, обильной водой, удобный для скота, находился рядом с Шынгыстау, удобная стоянка, откуда можно без труда добраться до джайляу», - пишет ученый-абаевед Асан Омаров в своих исследованиях. Как известно, что в Жидебае зимовали мать Кунанбая – Зере, а также его две жены – Улжан и Айгыз. Абай вырос в заботливых руках этих матерей. По словам краеведов, Абай реконструировал дом в Жидебае, сделал капитальный ремонт. К 100-летнему юбилею поэта (1945) зимовка была восстановлена в качестве дома-музея. К 125-летнему юбилею Абая был проведен капитальный ремонт, создана мемориальная экспозиция. А в преддверии 150-летнего юбилея музей восполнили литературной экспозицией. Комплекс дома-музея занимает большую площадь. В самой середине находится зимовка. Зимовка состоит из 5-и комнат и 2-х коридоров. Прямо у входа в музей посетителей встречает бронзовая скульптура Абая. На стене передней комнаты висит шежире предков Абая и фотодокументы, характеризующие эпоху поэта. Также установлен ознакомительный стенд об истории кыстау (зимовки). В последующих экспозиционных залах выставлены документы, рассказывающие о детях поэта, Акылбае, Магауия, Турагуле, продолживших его поэтическую традицию и о творчестве его духовных учеников, Шакарима, Кокбая, Арипа, Асета, Уайса, донесших его наследие до потомков. Следующий зал посвящен взаимоотношениям Абая и его русских друзей, сосланных в Семей. После знакомства с ними Абай начал систематизировано и глубоко изучать русскую и западноевропейскую художественную, историческую литературу. Об их приезде в аул Абая в своих воспоминаниях рассказывает племянник Абая – Какитай Ыскакулы. В разные годы гостями Абая были: Е.П. Михаэлис (28.12.1871 – 26.04.1972 гг.), С. Гросс (04.06.1884 – 01.07.1884 гг.), Н.И. Долгополов (15.07.1885 – 10.08.1885 гг.). Совместно со ссыльной интеллигенцией Абай занимался краеведением и просветительством. Абай внес огромный вклад в поиске, сборе и систематизации этнографических экспонатов для краеведческого музея в исследовании жизни и быта, истории, традиций казахов.