Итоговый контрольный тест по химии за курс 8 класса.
Что изучает химия?
1) Эта наука изучает:
1. превращение жидкости в твёрдое вещество
2. моря и океаны
3. вещества и их свойства
4. строение клетки
2) Чего нельзя делать в химической лаборатории?
1. Проверять перед работой наличие необходимой посуды
2. Определять запах, поднося пробирку к носу
3. Приводить рабочее место в порядок
4. Всё перечисленное можно делать
3) Какое название обозначает вещество?
1. Книга
2. Блокнот
3. Тетрадь
4. Целлюлоза
4) Запиши формулу вещества: «купрум-эн-о-три-дважды».
Каждый символ, т. е. химический знак, скобку, индекс, записывай в отдельную ячейку. Например: Ca3(PO4)2.
5) Выбери запись, которая обозначает одну молекулу водорода:
1. 2H2
2. H2
3. H
4. 2H
6) Выбери неверное утверждение:
1. не существует одноатомных молекул
2. формула немолекулярного вещества показывает наименьшее соотношение атомов в нём
3. если перед формулой отсутствует коэффициент, значит, показана одна частица вещества
4. отсутствие индекса возле химического знака обозначает, что в состав частицы вещества входит один атом данного элемента
7) Определи число атомов в частице вещества, формула которой — HClO4.
В ответе запиши цифру. Например: 8.
8) Расположи записи в следующем порядке: две молекулы азота, два атома азота, одна молекула азота, один атом азота.
Запиши ответ в виде последовательности цифр, например: 4213.
1. 2N;
2. 2N2;
3. N;
4. N2;
9) Выбери символы химических элементов, которые проявляют в соединениях только положительные степени окисления:
• F
• Zn
• S
• Si
• Na
10) Составь формулу соединения магния с азотом, степень окисления которого равна −3.
В формуле на первом месте запиши химический знак металла, а на втором — химический знак неметалла. Если индекс равен 1, то ячейку для него оставляй пустой.
11) Составь формулу соединения бария с углеродом (степень окисления −4) и вычисли его относительную молекулярную массу.
12) Дополни предложения: физическое или химическое явление
1. Горение природного газа
2. Прокисание яблочного сока
13) Отметь схему процесса, который не относится к химическим явлениям:
• железо + сера → сульфид железа
• железо → ржавчина
• кислород → озон
• лёд → вода
14) Выбери признаки химических реакций:
• нагревание исходных веществ
• соприкосновение реагирующих веществ
• выделение энергии в виде тепла
• изменение запаха
15) Выбери условие протекания некоторых химических реакций:
• контакт веществ
• поглощение энергии в виде тепла
• появление запаха
• повышение температуры
16) Отметь признак протекания реакции прокисания яблочного сока:
• испарение вещества
• исчезновение осадка
• выделение газа
• изменение вкуса
17) Вставь в уравнение реакции пропущенный коэффициент:
2Cu+O2= CuO.
18) Найди химическое уравнение, в котором допущена ошибка:
• 2Na+I2=NaI
• C3H4+2H2=C3H8
• CaO+N2O5=Ca(NO3)2
19) Выбери формулу основания:
• Ca(NO2)2
• AgOH
• NO2
• H2SiO3
20) Выбери формулу кислоты:
• HI
• LiNO3
• P2O5
• Ba(OH)2
21) Приведены формулы веществ. Выбери среди них формулы солей и оксидов.
Запиши номера формул в порядке их возрастания без запятых и пробелов. Например: 235.
1. CaF2, 2. HClO4, 3. P2O5, 4. CaO, 5. Al2S3, 6. Fe(OH)2, 7. Al2(SO4)3.
Соли:
Оксиды:
У атома фосфора в основном (стационарном) состояниивалентность как и у азота равнаIV
У атома фосфора, в отличие от азота есть свободные d– орбитали, поэтому для фосфора характерновозбуждённое состояние, когда 3s2 электроны распариваются и валентность принимает значение V
Химический элемент мышьяк находится в пятой группе , пять электронов на внешнем уровне, или пять валентных электронов это стационарное состояние, As+33 ) 2) 8 ) 18) 5
электронная формула атома мышьяка в спокойном состоянии
1s2 2s2p6 3s2p6d104s2p3.
в возбужденном состоянии у атома мышьяка распаровывается 2 сферических электрона на уровень d, и тогда все пять электронов у мышьяка неспаренные , значит в спокойном состоянии валентность или степень окисления у мышьяка равна 3, а в возбужденном равна 5
Валентными электронами атома осмия в основном состоянии являются следующее: 5d6 6s2. Их распределение по квантовым ячейкам:5d 6s
(атом осмия находится в 4–валентном состоянии).При этом как на пятом, так и на шестом уровнях имеются вакантные АО. Получение атомом осмия двух последовательных порций энергии приводит к следующим возбуждённым состояниям - атом осмия находится: 1) в шести валентном состоянии; 2) в 8 – валентном состоянии. Валентные состояния осмия (+2), +3, +4, +6, +8
Валентные возможности атомов химических элементов определяются:
1) числом неспаренных электронов (одноэлектронных орбиталей);
2) наличием свободных орбиталей;
3) наличием неподеленных пар электронов.
СхНуN +(x+1/2у) O₂ = xCO₂ + 1/2 N₂ + уH₂O. Определим массы атомов в реакции:
1) Mr(Н₂O) = 18г/моль, 18г Н₂О - 2гН
4,5гН₂О - у гН
у = 2·4,5:18 = 0,5г Н ;
2) 18г Н₂О - 16г О
4,5г Н₂О - агО; а = 4,5·16:18 = 4г; т.е. кислорода пошло 4г, переведем их через молярную массу и объем в л: 22,4л О₂ - 32г
в л О₂ - 4г; в О₂ = 2,8л
3). Определим объем О₂ на выгорание углерода: 5,05л - 2,8л = 2,24л. т.к. на моль О₂ приходится по реакции моль СО₂, СО₂ образовалось также 2,24л,
а по массе: 22,4лСО₂ - 12г С
2,24лСО₂ - 1,2г С
А азота, не реагировавший с кислородом, получился в объеме 3,36 -2,24 =1,12(л),
4) Определим массу азота: 22,4л N₂ - 28гN₂
1,12 л N₂ - с г N₂
с = 1,12л·28г:22,4л = 1,4г
5) Получили массовое соотношение атомов в молекуле: С : Н :N = 1,2г : 0,5г : 1,4г.
Разделив массы элементов на их атомные массы, получим соотношение атомов с молекуле: C:Н:N = 1,2/12 : 0,5/1 : 1,4/14 = 1:5:1.
Т.о. наше соединение СН₅N или:
CH₃-NH₂. Метиламин. Mr(CH₃NH₂) = 31 (г/моль)
И реакция его горения:
(0,1моля) CH₃NH₂+(0,225моля)O₂ = (0,1моля)CO₂+(0,1/2моля)N₂+(0,5моля)H₂O