ЛАБОРАТОРНИЙ Дослід № 5 Дослідження реакції, яка супроводжується виділенням газу Налийте в пробірку 1 мл розчину калій карбонату і додайте 1 мл розчину нітратної кислоти. Що і- гаєте? Швидкою чи повільною є реакція, яка відбу- вається? Чи має запах газ, що виділяється з пробірки? ЛАБОРАТОРНИЙ ДОСЛІД № 6 Дослідження реакції, яка супроводжується випаданням осаду Налийте в пробірку 1 мл розчину ферум(ІІ) хлориду 1 і додайте 1 мл розчину натрій гідроксиду. Який колір і характер осаду, що утворився? Швидко чи повільно взаємодіють речовини в розчині? ЛАБОРАТОРНИЙ ДОСЛІД № 7 Дослідження реакції, яка супроводжується зміною забарвлення Налийте в пробірку 1 мл розчину ферум(ІІ) хлориду і додайте 1 мл розчину натрій ацетату. Як змінився колір рідини в пробірці?
Проведем опыт с раствором сульфата меди (II) CuSO4. В одну колбу с раствором положим кусочки цинка Zn, в другую – стальные кнопки (сталь – сплав на основе железа Fe). Что произойдет через несколько часов? Растворы изменили цвет - значит, сульфата меди там больше не осталось. Активные металлы ‑ цинк и железо заместили медь в сульфате и образовали соли. Цинк и железо окислились, а медь восстановилась.
CuSO4 + Zn = Zn SO4 + Cu
CuSO4 + Fe = Fe SO4 + Cu
В одной колбе медь выделилась на кнопках, в другой – на кусочках цинка. В колбах были разные металлы, поэтому и осадок меди выглядит по-разному. На цинке медь выделилась в виде рыхлой бурой массы. На железных кнопках осадок меди ‑ более плотный, розового цвета.
1) Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород - ОКСИДЫ
2) Сложные вещества, состоящие из разных по виду атомов химических элементов - СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА
3) Вещества, состоящие из ионов металла и гидроксильных групп - ОСНОВАНИЯ
4) Вещества, состоящие из ионов металла и кислотных остатков - СОЛИ
5) Вещества-распознаватели кислот и щелочей - ИНДИКАТОРЫ
Задание 2:
1) в глаз попала кислота - промыть глаза большим количеством воды около 30 минут
2) если на кожу попала кислота - промыть большим количеством воды, после промыть раствором пищевой соды
3) ожог щелочами - промыть водой, после раствором лимонной, уксусной или борной кислоты
Задание 3:
А - 4
Б - 5
В - 1
Г - 2
Д - 3
Задание 4:
А. Лишнее Cu(OH)₂, потому что из всех перечисленных оснований оно единственное не растворимо в воде
Б. Лишнее LiOH, потому что из всех перечисленных оснований в этом основании единственный металл имеет степень окисления +1, когда все остальные +2
В. Лишнее Al(OH)₃, потому что из всех перечисленных оснований, во-первых, это нерастворимое, во-вторых, металл в нем имеет степень окисления +3, когда все остальные +1
Проведем опыт с раствором сульфата меди (II) CuSO4. В одну колбу с раствором положим кусочки цинка Zn, в другую – стальные кнопки (сталь – сплав на основе железа Fe). Что произойдет через несколько часов? Растворы изменили цвет - значит, сульфата меди там больше не осталось. Активные металлы ‑ цинк и железо заместили медь в сульфате и образовали соли. Цинк и железо окислились, а медь восстановилась.
CuSO4 + Zn = Zn SO4 + Cu
CuSO4 + Fe = Fe SO4 + Cu
В одной колбе медь выделилась на кнопках, в другой – на кусочках цинка. В колбах были разные металлы, поэтому и осадок меди выглядит по-разному. На цинке медь выделилась в виде рыхлой бурой массы. На железных кнопках осадок меди ‑ более плотный, розового цвета.
Оборудование: колбы.
Задание 1:
1) Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород - ОКСИДЫ
2) Сложные вещества, состоящие из разных по виду атомов химических элементов - СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА
3) Вещества, состоящие из ионов металла и гидроксильных групп - ОСНОВАНИЯ
4) Вещества, состоящие из ионов металла и кислотных остатков - СОЛИ
5) Вещества-распознаватели кислот и щелочей - ИНДИКАТОРЫ
Задание 2:
1) в глаз попала кислота - промыть глаза большим количеством воды около 30 минут
2) если на кожу попала кислота - промыть большим количеством воды, после промыть раствором пищевой соды
3) ожог щелочами - промыть водой, после раствором лимонной, уксусной или борной кислоты
Задание 3:
А - 4
Б - 5
В - 1
Г - 2
Д - 3
Задание 4:
А. Лишнее Cu(OH)₂, потому что из всех перечисленных оснований оно единственное не растворимо в воде
Б. Лишнее LiOH, потому что из всех перечисленных оснований в этом основании единственный металл имеет степень окисления +1, когда все остальные +2
В. Лишнее Al(OH)₃, потому что из всех перечисленных оснований, во-первых, это нерастворимое, во-вторых, металл в нем имеет степень окисления +3, когда все остальные +1
Задание 5:
а) оксиды: CO₂ (оксид углерода (IV)), Al₂O₃ (оксид алюминия), Na₂O (оксид натрия)
б) основания: NaOH (гидроксид натрия или едкий натр), Fe(OH)₃ (гидроксид железа (III)), Ba(OH)₂ (гидроксид бария)
в) кислоты: HNO₃ (азотная кислота), H₂CO₃ (угольная кислота)
г) соли: K₂SO₄ (сульфат калия), Mg₃(PO₄)₂ (фосфат магния), CuCl₂ (хлорид меди)
Задание 6:
Формула: , где - количество вещества (моль); - число Авогадро (1/моль).
M - молярная масса (считается как сумма атомных масс элементов, входящих в вещество; атомные массы даны в таблице Менделеева)
- молярный объем, одинаковый для всех газов при н.у. (л/моль)
Считаем:
а) г
г/моль
моль
молекул
б) л
моль
молекул