на уроках достаточно часто приходится решать , в которых используются методы и приемы, вызывающие затруднения у учащихся, и учителю приходится брать на себя функции учителя и, в тоже время, с содержанием, с использованием специальных терминов сложно объяснить без специальной подготовки учителю . так родилась идея подготовить и провести серию факультативных занятий совместно учителем и по решению на смеси с учащимися 9 классов.
тема: решение с использованием понятия “массовая доля растворённого вещества. разбавление и концентрирование растворов” (интеграция и )
цели:
существенно расширить круг с содержанием;
показать возможность решенияспособом;
научить делать осознанный выбор способа и метода решения на уроке ;
показать наличие межпредметных связей в области и .
учитель : количественный состав раствора выражается его концентрацией, которая имеет разные формы выражения. чаще всего используют массовую концентрацию или массовую долю растворённого вещества. вспомним формулу для выражения массовой доли растворённого вещества.
ученик:
массовая доля растворённого вещества обозначается – w р.в.
массовая доля растворённого вещества – это отношение массы растворённого вещества к массе раствора: w (р.в.) = m (р.в.)/m (р-ра) x 100%.
масса раствора складывается из массы растворённого вещества и массы растворителя: m (р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)
формула для массовой доли растворённого вещества будет выглядеть следующим образом: w (р.в.) = m (р.в.)/ m (р.в.) + m (р-ля) x 100%
преобразуем данную формулу и выразим массу растворённого вещества и массу раствора: m (р.в.) = w (р.в.) x m (р-ра)/100%, m (р-ра) =m (р.в.)/w (р.в.) x 100%
учитель : предлагаю решить , используя предложенные формулы.
. сколько грамм йода и спирта нужно взять для приготовления 500 грамм 5%-ной йодной настойки?
развернуть таблицу
дано: решение:
m (р-ра)=500 г. w (р.в.)=m(р.в.)/m(р-ра)
w (р.в.)=5%=0,05 w (р.в.)=m(i2)/m(наст.)
найти: m (i2)=w(р.в.)x m(наст.)
m(i2)=? m(i2)=0,05 x 500 г.=25 г.
m(спирта)=? m(р-ра)=m(i2)+m(спирта)
m(спирта)=m(р-ра)-m(i2)
m(спирта)=500 г.-25г.=475 г.
развернуть таблицу
ответ: m (i2)=25 г., m (спирта)=475 г.
учитель : часто в работе лабораторий приходится готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества смешиванием двух растворов или разбавлением крепкого раствора водой. перед приготовлением раствора нужно провести определённые арифметические расчёты.
. смешаны 100 грамм раствора с массовой долей некоторого вещества 20% и 50 грамм раствора с массовой долей этого вещества 32%. вычислите массовую долю растворённого вещества во вновь полученном растворе.
учитель : решим эту , используя правило смешения.
запишем условие в таблицу:
развернуть таблицу
1 раствор
2 раствор
3 раствор
масса раствора
m1=100 г.
m2=50 г.
m3=m1+m2
массовая доля растворённого вещества %
w1=0,2
w2=0,32
w3
масса растворённого в-ва в растворе
m1w1
m2w2
m3w3
развернуть таблицу
решим , используя правило смешения:
m1w1+m2w2=m3w3
m1w1+m2w2=(m1+m2) w3
m1w1+m2w2=m1w3+m2w3
m1w1-m1w3=m2w2-m2w2
m1(w1-w3)=m2(w3-w2)
m1/m2=(w3-w2)/(w1-w3)
вывод.
отношение массы первого раствора к массе второго равно отношению разности массовых долей смеси и второго раствора к разности массовых долей первого раствора и смеси:
m1/m2=(w3-w2)/(w1-w3)
100: 50=(w3-0,32): (0,2-w3)
100(0,2-w3)=50(w3-0,32)
20-100w3=50w3-16
20+16=50w3+100w3
36=150w3
w3=0,24
ответ: массовая доля растворённого вещества во вновь полученном растворе составляет 24%.
учитель : эту можно решить, используя преобразования:
решение.
1.найдём массу растворённого вещества в каждом из растворов:
20% от 100 г 32% от 50 г
0,2х100=20(г) 0,32х50=16(г)
2.найдём массу растворённого вещества в смеси:
20+16=36(г)
3.найдём массу раствора:
100+50=150(г)
4.пусть концентрация полученного раствора составляет х%, тогда масса растворённого вещества в смеси:
Загрязнители окружающей природной среды (ОПС). Их классификация
Окружающая природная среда (ОПС) - это вся земная природа, окружающая человека, где естественные факторы функционируют в органическом единстве с продуктами человеческого труда. Загрязнители (загрязняющие вещества - ЗВ, поллютанты, токсичные, опасные или вредные вещества) - это неутилизированные материальные и энергетические отходы производства, а также естественные компоненты, нехарактерные для данной среды, оказывающие нежелательное действие на человека и ценные для него ресурсы живой (биотической) и неживой (абиотической) природы. К основным ЗВ обычно относят: взвешенные частицы, диоксид серы, оксид углерода, диоксид углерода, углеводороды и др. Предельно допустимая концентрация (ПДК) - это экологический норматив, максимальная концентрация 3В в элементах ландшафта, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени не вызывает негативных воздействий на организм человека или другого рецептора (определенный вид животных, растениЗагрязнение - неблагоприятное изменение окружения, являющегося побочным результатом деятельности человека. Привнесение в среду новых, не характерных для нее физических, химических или биологических компонентов или превышение естественного многолетнего содержания этих компонентов. Воздух, вода, почва - объекты загрязнения. Растения, животные микроорганизмы, человек. Классификация загрязнений: 1. Индигриентное (химическое) ? неорганические и органические вещества. 2. Параметрическое (физическое) ? тепловое, световое ЭМ, шумовое, радиационное. 3. Биотическое (на популяции). 4. Стационарное деструкционное изменение ландшафта. Главные загрязнители биосферы: 1. CO2 - парниковый эффект. 2. CO - баланс верхних слоев. 3. NxOy (N20, NO, N2O3, NO2, N2O5) - смог, респираторные заболевания. 4. SO2. 5. Фосфаты (гидросфера). 6. Тяжелые металлы Hg, Pb. 7. Нефть и нефтепродукты. 8. Пестициды. 9. Радиация. Технологические причины глобального загрязнения: 1. Осваивание невозобновимых и возобновимых природных ресурсов. 2. Строительные и горные работы. 3. Сжигание топлива. 4. Производство минеральных удобрений. 5. Развитие химической промышленности. 6. Несовершенство технологий. Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и/или концентрация которых - превышают нормативы, установленные для химических и иных веществ, а также для микроорганизмов; - оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Все виды загрязнителей можно разделить по их природе на: - Физические (тепловое, шумовое, электромагнитно, световое, радиоактивное) - Химические (тяжелые металлы, пестициды, пластмассы и др. химические вещества) - тяжелые металлы, пестициды, нефть и нефтепродукты; - Биологические (биогенное, микробиологическое, генетическое) - Информационные (информационный шум, ложная информация, факторы беспокой-ства) По происхождению загрязняющие вещества делятся на: - загрязняющие вещества природного происхождения - попадающие в природную среду в результате естественных, обычно катастрофических процессов (пример - загрязнение прилегающих территорий пеплом при извержении вулкана) - загрязняющие вещества антропогенного происхождения. По характеру загрязняющие вещества делятся на: - первичные (поступившие в окружающую среду непосредственно из источников за-грязнения) - вторичные, образующиеся из первичных в объектах окружающей среды в результа-те биогенных и абиогенных трансформаций. Наиболее распространёнными антропогенными загрязняющими веществами являются: - в атмосфере - кислые газы (диоксид углерода, диоксид серы, оксиды азота), взвешен-ные частицы (сажа, аэрозоли кислот и соединений тяжёлых металлов), органические соединения, в том числе формирующие фотохимический смог и разрушающие озоно-вый слой атмосферы, пары нефтепродуктов. - в гидросфере - растворимые соли тяжёлых металлов, органические соединения, неф-тепродукты.
ответ:
учи
объяснение:
на уроках достаточно часто приходится решать , в которых используются методы и приемы, вызывающие затруднения у учащихся, и учителю приходится брать на себя функции учителя и, в тоже время, с содержанием, с использованием специальных терминов сложно объяснить без специальной подготовки учителю . так родилась идея подготовить и провести серию факультативных занятий совместно учителем и по решению на смеси с учащимися 9 классов.
тема: решение с использованием понятия “массовая доля растворённого вещества. разбавление и концентрирование растворов” (интеграция и )
цели:
существенно расширить круг с содержанием;
показать возможность решенияспособом;
научить делать осознанный выбор способа и метода решения на уроке ;
показать наличие межпредметных связей в области и .
оборудование: компьютер, мультимедийная приставка, экран, презентация.
ход урока.
учитель : количественный состав раствора выражается его концентрацией, которая имеет разные формы выражения. чаще всего используют массовую концентрацию или массовую долю растворённого вещества. вспомним формулу для выражения массовой доли растворённого вещества.
ученик:
массовая доля растворённого вещества обозначается – w р.в.
массовая доля растворённого вещества – это отношение массы растворённого вещества к массе раствора: w (р.в.) = m (р.в.)/m (р-ра) x 100%.
масса раствора складывается из массы растворённого вещества и массы растворителя: m (р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)
формула для массовой доли растворённого вещества будет выглядеть следующим образом: w (р.в.) = m (р.в.)/ m (р.в.) + m (р-ля) x 100%
преобразуем данную формулу и выразим массу растворённого вещества и массу раствора: m (р.в.) = w (р.в.) x m (р-ра)/100%, m (р-ра) =m (р.в.)/w (р.в.) x 100%
учитель : предлагаю решить , используя предложенные формулы.
. сколько грамм йода и спирта нужно взять для приготовления 500 грамм 5%-ной йодной настойки?
развернуть таблицу
дано: решение:
m (р-ра)=500 г. w (р.в.)=m(р.в.)/m(р-ра)
w (р.в.)=5%=0,05 w (р.в.)=m(i2)/m(наст.)
найти: m (i2)=w(р.в.)x m(наст.)
m(i2)=? m(i2)=0,05 x 500 г.=25 г.
m(спирта)=? m(р-ра)=m(i2)+m(спирта)
m(спирта)=m(р-ра)-m(i2)
m(спирта)=500 г.-25г.=475 г.
развернуть таблицу
ответ: m (i2)=25 г., m (спирта)=475 г.
учитель : часто в работе лабораторий приходится готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества смешиванием двух растворов или разбавлением крепкого раствора водой. перед приготовлением раствора нужно провести определённые арифметические расчёты.
. смешаны 100 грамм раствора с массовой долей некоторого вещества 20% и 50 грамм раствора с массовой долей этого вещества 32%. вычислите массовую долю растворённого вещества во вновь полученном растворе.
учитель : решим эту , используя правило смешения.
запишем условие в таблицу:
развернуть таблицу
1 раствор
2 раствор
3 раствор
масса раствора
m1=100 г.
m2=50 г.
m3=m1+m2
массовая доля растворённого вещества %
w1=0,2
w2=0,32
w3
масса растворённого в-ва в растворе
m1w1
m2w2
m3w3
развернуть таблицу
решим , используя правило смешения:
m1w1+m2w2=m3w3
m1w1+m2w2=(m1+m2) w3
m1w1+m2w2=m1w3+m2w3
m1w1-m1w3=m2w2-m2w2
m1(w1-w3)=m2(w3-w2)
m1/m2=(w3-w2)/(w1-w3)
вывод.
отношение массы первого раствора к массе второго равно отношению разности массовых долей смеси и второго раствора к разности массовых долей первого раствора и смеси:
m1/m2=(w3-w2)/(w1-w3)
100: 50=(w3-0,32): (0,2-w3)
100(0,2-w3)=50(w3-0,32)
20-100w3=50w3-16
20+16=50w3+100w3
36=150w3
w3=0,24
ответ: массовая доля растворённого вещества во вновь полученном растворе составляет 24%.
учитель : эту можно решить, используя преобразования:
решение.
1.найдём массу растворённого вещества в каждом из растворов:
20% от 100 г 32% от 50 г
0,2х100=20(г) 0,32х50=16(г)
2.найдём массу растворённого вещества в смеси:
20+16=36(г)
3.найдём массу раствора:
100+50=150(г)
4.пусть концентрация полученного раствора составляет х%, тогда масса растворённого вещества в смеси:
х% от 150 г
Окружающая природная среда (ОПС) - это вся земная природа, окружающая человека, где естественные факторы функционируют в органическом единстве с продуктами человеческого труда.
Загрязнители (загрязняющие вещества - ЗВ, поллютанты, токсичные, опасные или вредные вещества) - это неутилизированные материальные и энергетические отходы производства, а также естественные компоненты, нехарактерные для данной среды, оказывающие нежелательное действие на человека и ценные для него ресурсы живой (биотической) и неживой (абиотической) природы. К основным ЗВ обычно относят: взвешенные частицы, диоксид серы, оксид углерода, диоксид углерода, углеводороды и др.
Предельно допустимая концентрация (ПДК) - это экологический норматив, максимальная концентрация 3В в элементах ландшафта, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени не вызывает негативных воздействий на организм человека или другого рецептора (определенный вид животных, растениЗагрязнение - неблагоприятное изменение окружения, являющегося побочным результатом деятельности человека. Привнесение в среду новых, не характерных для нее физических, химических или биологических компонентов или превышение естественного многолетнего содержания этих компонентов. Воздух, вода, почва - объекты загрязнения. Растения, животные микроорганизмы, человек.
Классификация загрязнений:
1. Индигриентное (химическое) ? неорганические и органические вещества.
2. Параметрическое (физическое) ? тепловое, световое ЭМ, шумовое, радиационное.
3. Биотическое (на популяции).
4. Стационарное деструкционное изменение ландшафта.
Главные загрязнители биосферы:
1. CO2 - парниковый эффект.
2. CO - баланс верхних слоев.
3. NxOy (N20, NO, N2O3, NO2, N2O5) - смог, респираторные заболевания.
4. SO2.
5. Фосфаты (гидросфера).
6. Тяжелые металлы Hg, Pb.
7. Нефть и нефтепродукты.
8. Пестициды.
9. Радиация.
Технологические причины глобального загрязнения:
1. Осваивание невозобновимых и возобновимых природных ресурсов.
2. Строительные и горные работы.
3. Сжигание топлива.
4. Производство минеральных удобрений.
5. Развитие химической промышленности.
6. Несовершенство технологий.
Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и/или концентрация которых
- превышают нормативы, установленные для химических и иных веществ, а также для микроорганизмов;
- оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Все виды загрязнителей можно разделить по их природе на:
- Физические (тепловое, шумовое, электромагнитно, световое, радиоактивное)
- Химические (тяжелые металлы, пестициды, пластмассы и др. химические вещества) - тяжелые металлы, пестициды, нефть и нефтепродукты;
- Биологические (биогенное, микробиологическое, генетическое)
- Информационные (информационный шум, ложная информация, факторы беспокой-ства)
По происхождению загрязняющие вещества делятся на:
- загрязняющие вещества природного происхождения - попадающие в природную среду в результате естественных, обычно катастрофических процессов (пример - загрязнение прилегающих территорий пеплом при извержении вулкана)
- загрязняющие вещества антропогенного происхождения.
По характеру загрязняющие вещества делятся на:
- первичные (поступившие в окружающую среду непосредственно из источников за-грязнения)
- вторичные, образующиеся из первичных в объектах окружающей среды в результа-те биогенных и абиогенных трансформаций.
Наиболее распространёнными антропогенными загрязняющими веществами являются:
- в атмосфере - кислые газы (диоксид углерода, диоксид серы, оксиды азота), взвешен-ные частицы (сажа, аэрозоли кислот и соединений тяжёлых металлов), органические соединения, в том числе формирующие фотохимический смог и разрушающие озоно-вый слой атмосферы, пары нефтепродуктов.
- в гидросфере - растворимые соли тяжёлых металлов, органические соединения, неф-тепродукты.