ОПЫТ 1. Свойства глюкозы.
Внесите в пробирку 3 капли раствора глюкозы, одну каплю раствора соли меди и прибавьте при взбалтывании несколько капель гидроксида натрия до образования светло-синего раствора (щелочь должна быть в избытке). Что доказывает появление такой окраски раствора? Вспомните реакцию образования глицерата меди.
Полученный раствор нагрейте. Что наблюдается? Наличие какой функциональной группы в молекуле глюкозы подтверждает этот опыт?
Задания: 1. Напишите уравнение реакции взаимодействия глюкозы с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре. Укажите наблюдения. На наличие каких функциональных групп указывает эта реакция?
2. Напишите уравнение реакции взаимодействия глюкозы с гидроксидом меди (II) при нагревании. Что наблюдается? Наличие какой функциональной группы в молекуле глюкозы подтверждает этот опыт?
ОПЫТ 2. Взаимодействие сахаров с гидроксидом меди (II).
Опыт проводят одновременно с растворами различных сахаров.
К 2 мл раствора сахара добавьте 1 мл разбавленного раствора щелочи и 3 4 капли раствора сульфата меди (II). Встряхните пробирку и перемешайте содержимое пробирки стеклянной палочкой до растворения осадка. Жидкость при этом окрашивается в интенсивно-синий цвет.
Затем поместите все пробирки в нагретую водяную баню. Если сахар окисляется, то, вынув пробирку через 2-3 минуты, вы увидите изменения окраски и появление красного или коричневого осадка.
Задание: Заполните следующие таблицы:
Результаты опыта, проведенного при нормальных условиях
Углевод
Что наблюдается?
Как объясняется?
Результаты опыта, проведенного при нагревании
Углевод
Что наблюдается?
Как объясняется?
ОПЫТ 3. Взаимодействие сахаров с аммиачным раствором оксида серебра (I).
Опыт проводят одновременно с растворами различных сахаров.
Налейте в тщательно вымытые и высушенные пробирки по 1 мл аммиачного раствора оксида серебра (I) и по 1 мл раствора сахара. Пробирки поместите на несколько минут в горячую водяную баню.
Задание: Заполните следующую таблицу:
Результаты опыта, проведенного при нагревании
Углевод
Что наблюдается?
Как объясняется?
Запишите уравнение соответствующей реакции для глюкозы.
ОПЫТ 4. Гидролиз сахарозы.
В пробирку с 5 каплями раствора сахарозы добавьте 1 каплю разбавленного раствора серной кислоты (1:5) и смесь нагрейте на пламени спиртовки. После этого прибавьте 1 каплю раствора сульфата меди (II) и избыток раствора гидроксида натрия. Зачем нужно добавлять именно избыток щелочи? Что наблюдается? Что произошло с сахарозой?
Задания: 1. ответьте на во поставленные в тексте опыта.
2. Составьте уравнение реакции гидролиза сахарозы.
3. Опишите все наблюдаемые явления.
4. Напишите все уравнения протекающих реакций.
ОПЫТ 5. Отношение крахмала к воде.
В пробирку с 1 мл воды поместите на кончике шпателя сухого крахмала. Содержимое пробирки взболтайте. Растворяется ли крахмал в воде при комнатной температуре?
Содержимое пробирки порциями залейте при перемешивании в стакан с 5 мл горячей воды. При этом образуется крахмальный клейстер.
Задание: Отметьте наблюдения, происходящие в данном опыте. Сделайте вывод о растворимости крахмала в холодной и горячей воде.
ОПЫТ 6. Взаимодействие крахмала с иодом.
В пробирку внесите 5-6 капель крахмального клейстера и одну каплю спиртового раствора иода. Что при этом наблюдается?
Задание: Отметьте наблюдения, происходящие в данном опыте. Объясните происходящие явления.
ОПЫТ 7. Отношение крахмала к гидроксидам металлов.
В пробирку внесите 5 капель крахмального клейстера, одну каплю сульфата меди (II) и 5 капель раствора гидроксида натрия. Смесь нагрейте на пламени спиртовки, не доводя до кипения. Что при этом наблюдается?
Задания: 1. Отметьте наблюдаемые явления, происходящие в этом опыте.
2. Какой можно сделать при этом вывод?
3. Происходит ли окисление крахмала гидроксидом меди (II)?
|
OH
(3-оксипропановая кислота)
2) реакции окисления
а) в нейтрально среде при t= 0°C
3CH₂=CH-COOH + 2KMnO₄ + 4H₂O → 3CH₂-CH-COOH + 2MnO₂
| |
OH OH
+ 2KOH
C⁻² - 1e→ C⁻¹ |2 | 3 |
C⁻¹ -1e → C⁰ | |
Mn⁺⁷+ 3e→ Mn⁺⁴ | 3 | 2 |
б) в кислой среде:
CH₂=CH-COOH + 2КMnO₄ + 3H₂SO₄ → CO₂ + HOOC-COOH + 2MnSO₄ + K₂SO₄ + 4H₂O
C⁻² - 6e→ C⁺⁴ |10 | 1 |
C⁻¹ -4 e → C⁺³ | |
Mn⁺⁷+ 5e→ Mn⁺² | 5 | 2 |
3) декарбоксилирования:
CH₂=CH-COOH + NaOH(p-p) → CH₂=CH-COONa + H₂O
CH₂=CH-COONa + NаOH(твердый)→ СH₂=CH₂ + Na₂CO₃
4) СH₂=CH₂ + NH₃ → CH₃-C≡N -- ацетонитрил
а. При уменьшении объёма смеси возрастёт давление, значит реакция сместится влево, в сторону понижения давления (слева 1 моль газа, справа 2 моля).
б. Реакция сместится вправо, чтобы компенсировать уменьшение концентрации диоксида серы.
в. Никак. Быстрее пойдёт и прямая, и обратная реакции.
г. Реакция экзотермическая, поэтому сместится влево.
Кр = [SO₂]x[CO]/[SO₃]
считая молярные концентрации равновесными.