При мембранном разделении 100 кубометра воздуха получили два потока: в первом концентрация азота составила 98%. Во втором концентрация кислорода составила 55%. Рассчитать объёмы каждого потока. Принять, что воздух состоит из 21% кислорода, остальное – азот. Все концентрации даны в объёмных процентах.
Cu⁰ - 2e = Cu⁺² x3 в-ль
N⁺⁵ + 3e = N⁺² x2 о-ль
3CuO + 2NH₃ = N₂ + 3Cu + 3H₂O
Cu⁺² + 2e = Cu⁰ x3 о-ль
2N⁻³ - 6e = N2⁰ в-ль
2CuS + 3O₂ = 2CuO + 2SO₂
S⁻² - 6e = S⁺⁴ x2 в-ль
O2⁰ + 4e = 2O⁻² x3 о-ль
для начала расставляете мысленно или прямо в уравнении, как удобно, степень окисления всех элементов, если совсем не понимаете, что да как. смотрите, какие элементы поменяли свои степени окисления в ходе реакции. чаще всего бывает два элемента. иногда больше, но там принцип тот же.
выписываете в начальном и конечном состоянии и смотрите, где как изменилась. если уменьшается на какое-то кол-во электронов, то в левой части их прибавляют. если ст.ок. наоборот увеличивается, то отнимаете. если простое вещество состоит из двух атомов (например, O2, Cl2, N2 и т.д.), то количество отданных/принятых электронов удваивается и в другой части равенства обязательно должен стоять коэффициент перед элементом. (см.2ой и 3ий примеры)
далее, количество отданных и принятых электронов должно быть одинаковым, а значит если цифры разные, домножаем, чтобы было количество одинаковое. (тоже есть в примерах) т.е. не обязательно друг на друга перемножать, как в 1ом, а можно, как во третьем.
теперь можно ставить коэффициенты в самом уравнении - сначала ставим у ключевых элементов, тех, которые меняли ст.ок, потом начинаем уравнивать. подсчитываем, чтобы с левой и правой стороны было одинаковое количество всего, последними, как правило, подсчитываются кислород и водород.
если есть дублирующиеся элементы, как к примеру в 1ом, то коэффициент ставится у формы, изменившей ст.ок. сначала у NO - 2, потом у Cu(NO3)2 уже не 2, а 3, поскольку там есть медь. а потом уже подсчитывается количество азота справа и ставится соответствующая цифра у HNO3. последней смотрится вода. в данном случае здесь 4. проще всего посмотреть по азотке, у которой 8. там 1 водород, а в воде 2.
тот, кто получает электроны - окислитель, а кто отдаёт - восстановитель. я надеюсь, хоть немного понятно?
4KMnO4 + 5Tl2SO4 + H2SO4 + 4H2O = 2K2SO4 + 4MnSO4 + 10TlO(OH), баланс:
2Tl+ -4e- + 4H2O = 2TlO(OH) + 6H+ | 4 | 20 | 5 |
(MnO4)- +5e- + 8H+ = Mn2+ + 4H2O | 5 | | 4 |;
10Tl+ + 4(MnO4)- + 2H+ + 4H2O = 10TlO(OH) + 4Mn2+;
2 вар-т - образ-ся Tl(OH)3:
4KMnO4 + 5Tl2SO4 + H2SO4 + 14H2O = 2K2SO4 + 4MnSO4 + 10Tl(OH)3, баланс:
2Tl+ -4e- + 6H2O = 2Tl(OH)3 + 6H+ | 4 | 20 | 5 |
(MnO4)- +5e- + 8H+ = Mn2+ + 4H2O | 5 | | 4 |;
10Tl+ + 4(MnO4)- + 2H+ + 14H2O = 10Tl(OH)3 + 4Mn2+.