Прочитайте текст.
К важнейшим кислородсодержащим соединениям азота относятся оксиды, кислородсодержащие кислоты и их соли. Для азота известны оксиды, отвечающие всем его возможным положительным степеням окисления (+1,+2,+3,+4.+5): N2O, NO, N2O3, NO2, N2O5).
Первые два оксида несолеобразующие, остальные-солеобразующие кислотные оксиды. Наибольшее практическое значение из них имеют два оксида- оксид азота (II) и оксид азота (IV).
Оксид азота (I) или «веселящий газ»- бесцветный газ со слабым запахом и сладковатым вкусом, малорастворим в воде, при повышенных температурах разлагается на азот и кислород. Химически малоактивен. При вдыхании небольших количеств этого газа притупляется болевая чувствительность, поэтому его иногда применяют в смеси с кислородом для наркоза в медицине. В больших количествах действует на нервную систему возбуждающе (слабый наркотик).
Оксид азота(II)-газообразное вещество без цвета и запаха при нормальных условиях, малорастворим в воде, не реагирует со щелочами, легко окисляется воздухом до оксида азота (IV). Образуется при непосредственном взаимодействии азота с кислородом при электрическом разряде или очень высокой температуре (около 30000С). Образование данного газа в атмосфере при грозовых разрядах во время удара молнии решать проблему связывания атмосферного свободного азота. В промышленности этот оксид получают каталитическим окислением аммиака.
Оксид азота (III)- темно-синяя жидкость, хорошо растворимая в воде, разлагающаяся при низких температурах на оксид азота (II) и оксид азота(IV). Солеобразующий оксид, ангидрид азотистой кислоты:
N2O3+ Н2О= 2HNO2
Оксид азота (IV) или диоксид азота, бурый газ. Газ бурого цвета, с характерным запахом, хорошо растворим в воде. Пары его ядовиты. Является смешанным ангидридом, так как при взаимодействии с водой образует две кислоты:
2NO2 + Н2О= HNO2 + HNO3
Реагирует со щелочами с образованием натриевых солей азотистой и азотной кислот.
С горячей водой реакция идет с образованием азотной кислоты HNO3 и оксида азота(), который легко дальше окисляется до диоксида азота. В конечном итоге полностью переходит в азотную кислоту:
4NO2 + O2 + 2H2O = 4HNO3
Эта реакция используется в современных получения азотной кислоты.
Оксид азота (V)-белое кристаллическое вещество, легко возгоняется, хорошо растворимое в воде, ангидрид азотной кислоты.
N2O5+ Н2О= 2HNO3
Очень сильный окислитель, многие органические вещества при соприкосновении с ним воспламеняются.
Задание. Используя информацию из текста, заполните таблицу.
Формула оксида Название Характер Физические свойства Химическая активность и биологические свойства
Открытый урок | Первое сентября
Главная
Положение о фестивале и конкурсах
Поиск по сайту
Статья недели
Разделы
Конкурс «Презентация к уроку»
Конкурс «Путь к Великой Победе»
Конкурс «Волонтерское движение в школе»
Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»
Конкурс «История регионов России»
Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»
Конкурс «Цифровой класс»
Конкурс «Электронный учебник на уроке»
Конкурс «Учение с увлечением, или Как полюбить математику?»
Астрономия
Биология
Начальная школа
География
Иностранные языки
Информатика
История и обществознание
Краеведение
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
ОРКСЭ
Русский язык
Руководство учебным проектом
Спорт в школе и здоровье детей
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Администрирование школы
Видеоурок
Внеклассная работа
Дополнительное образование
Инклюзивное образование
Классное руководство
Коррекционная педагогика
Логопедия
Мастер-класс
Общепедагогические технологии
Организация школьной библиотеки
Патриотическое воспитание
Профессия — педагог
Работа с дошкольниками
Работа с родителями
Социальная педагогика
Урок с использованием электронного учебника
Школьная психологическая служба
Обратная связь
Многообразие решения задач на уроках химии
Собитнюк Любовь Васильевна, учитель
Разделы: Химия
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приёмов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретённых знаний. Включение задач в учебный процесс позволяет уточнять и закреплять химические понятия о веществах и процессах, вырабатывать смекалку в использовании имеющихся знаний. Задачи побуждают учащихся повторять, углублять и осмысливать имеющиеся знания. В процессе решения задач воспитывается трудолюбие, целеустремлённость, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. При решении задач реализуются межпредметные связи, показывается единство природы. В процессе решения задач идёт сложная мыслительная деятельность. Взаимодействие знаний и действий формированию разных приёмов мышления: суждений, умозаключений, доказательств.
Химические задачи можно решать устно, письменно и экспериментально, используя различные решения. Нельзя решать задачи от случая к случаю. Успех выработки умения решать задачи развивается, закрепляется при условии непрерывного решения задач на протяжении всего курса химии на основе созданной учителем определённой, постепенно усложняющейся системы. Как в природе всё гармонично, так и в решении задач должна быть своя гармония. Любая задача начинается с изучения её условия. Условия задач, если её нет в учебнике и сборнике задач, я предлагаю учащимся на карточках, чтобы они могли самостоятельно познакомиться с данными.
После изучения условия задачи, обязательно выясняем, с какими величинами предстоит проводить вычисления, устанавливаем единицы измерения и числовые значения данных задачи, чётко определяем искомую величину. Химические превращения записываем в виде уравнений реакций, расставляя коэффициенты перед формулами.
Решение любой задачи подобно сочинению музыки. Чтобы её сочинить, нужно знать ноты. Этими нотами в химии являются количественные соотношения. Взаимосвязь зависимости массы, объёма, числа частиц и теплового эффекта с количеством отражена на схеме:
Любые задачи можно решить несколькими Знакомство учащихся с разными позволяет им самим находить пути решения. Какой окажется более рациональным, ребята могут сравнить на уроке или в неурочное время, использую мультимедийный проектор. На примерах я покажу несколько решения задач.
Большинство задач, связанных с переходом от одного вещества к другому, мы решаем через количественные отношения. От нот к музыкальной фразе, точно так мы идём с учащимися при решении задач. Сначала отрабатываем количественные отношения в формулах, затем между веществами. На основе этого составляем схему решения задач на смеси веществ, между которыми нет взаимодействия:
Для решения такого типа задач используем схему
1. Смесь метана и этана массой 19 г занимает объём равный 16,8 л (при н. у.). Найти массовую или объёмную долю компонентов смеси.
Для решения многих задач используем несколько
1. Находим общее количество смеси: vсмеси=
vсмеси = = 0,75 моль
Используем схему перехода от количества к массе
2. Пусть vметана = х моль, vэтана= 0,75-х моль
mметана = 16х(г), mэтана= 30(0,75-х)
mметана+ mэтана= 19(г)
16х +30(0,75-х)=19
14х= 3,5
Х= 0,25моль
Так как мольная доля равна объёмной доли, следовательно:
vметана= = 0,333 или 33,3% img10.gif (64 bytes)этана= 66,7%
mметана = 4г, mэтана=15г.
Массовую долю веществ определяем по формуле:
img10.gif (64 bytes)
img10.gif (64 bytes)этана== 0,78,9 или 78,9%, img10.gif (64 bytes)метана= 11,1%
1. Находим общее количество смеси: vсмеси=
vсмеси = = 0,75 моль
2. Пусть х г- масса метана, (18-х)г - масса этана.
Объяснение:
Дано
m(NaOH) =2 г
V(H2SO4) =23.6 мл
w(H2SO4) =9.8 %
p(раствора) =1.06 г/см3
Решение
2NaOH+H2SO4=Na2SO4+2H2O
n(NaOH)=m/M=2/40=0.05 моль
m(раствора) =p*V(раствора) =1.06*23.6=25.016 г
m(H2SO4) =9.8*25.016/100=2.451568
n(H2SO4)=2.451568/98=0.025016
По ухр серная кислота немного находится в избытке и тогда цвет лакмусовой бумажки изменит цвет на красный( если округлять расчётные значения до 2 знаков то получится 2.45 г и количество вещества равно 0.025 моль и тогда лакмусовая бумажка не поменяет цвет)