Цель урока: сформировать у учащихся знания о факторах, влияющих на скорость химических реакций.
Задачи:
- исследовать факторы, влияющие на скорость химических реакций и механизм их выполнения;
– продолжить развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, проводить эксперимент, развивать умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
– воспитывать интерес к учению, личностные качества, обеспечивающие успешность творческой деятельности (активность, сообразительность, любознательность).
Тип урока: комбинированный.
Методы и методологические приёмы: диалогический метод изложения знаний с элементами исследования, выполнение демонстрационного и лабораторного эксперимента, работа в группах, фронтальная беседа, тестирование, самостоятельная работа, самопроверка и взаимопроверка.
Средства обучения: - инструкция для выполнения лабораторного эксперимента; - инструкция по технике безопасности; - демонстрационное оборудование; - лабораторное оборудование; - рабочая карта урока; - тесты;
- компьютер;
- проектор.
Подготовка учащихся к уроку.
1. Деление класса на группы по 5 человек (в каждой группе есть учащийся с прочными и глубокими знаниями).
2. В тетрадях у учащихся приготовлена таблица, которая заполняется во время объяснения нового материала.
3. Группа получает оборудование и реактивы для проведения эксперимента.
4. Каждый учащийся получает рабочую карту урока.
Структура урока.
I. Организационный этап. Постановка цели и мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся.
II. Актуализация знаний (фронтальная форма работы). Гомогенные и гетерогенные реакции.
III. Изучение нового материала (диалогический метод с элементами исследования, сочетание фронтальной и групповой форм работы, проведение эксперимента, самооценка и групповая оценка).
IV. Закрепление знаний (работа в группах, тестирование).
V. Рефлексия (самооценка).
VI. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный этап.
II. Актуализация знаний.
Учитель. На предыдущем уроке мы познакомились с понятием «скорость химических реакций». Вопросы к классу: - дайте определение скорости химических реакций; - какие системы химических реакций называются гомогенными, а какие – гетерогенными;
- составьте уравнения реакций, относящиеся к гомогенным реакциям (2 примера);
- составьте уравнения реакций, относящиеся к гетерогенным реакциям (3 примера).
Примеры проецируем на экран с проектора.
Гомогенные Гетерогенные
газ + газ газ + твёрдое вещество
жидкость + жидкость газ + жидкость
твёрдое вещество + жидкость
Класс работает в тетрадях, один ученик – за компьютером.
По окончании работы проецируем на экран составленные уравнения реакций.
Проводим самооценку выполненной работы на данном этапе и заполняем рабочую карту. Ставим оценку «5», если все примеры составлены верно, «4» - 1 ошибка; «3» - 2 ошибки, если ошибок больше, то не оцениваем себя.
III. Изучение нового материала.
Тема урока проецируется на экран.
Учитель. Сегодня мы будем изучать факторы, влияющие на скорость химических реакций. С химического эксперимента мы выявим закономерности изменения скорости химических реакций в зависимости от условий (в тетрадях заранее приготовлена таблица, которую будем заполнять во время объяснения нового материала). Подумайте и назовите факторы, т.е. условия, которые могут влиять на скорость реакций (обсуждение в группе).
Учащиеся называют факторы: температура, концентрация.
Учитель. Кроме названных вами факторов есть ещё природа реагирующих веществ, площадь поверхности соприкосновения веществ, катализаторы.
Выясним, как данные факторы, влияют на скорость химических реакций, выполняя лабораторный эксперимент в группах. (Учитель в случае необходимости оказывает консультационную ).
На экран проецируем названия лабораторных опытов.
Во время выполнения учащимися эксперимента на экране спроецированы правила техники безопасности.
Представление результатов групповой работы.
Учащиеся (по 1 человеку от группы) выступают у доски, используя данные результатов проделанных лабораторных опытов.
Вывод из каждого лабораторного опыта все учащиеся записывают в таблицу (таблица на экране).
Демонстрационный опыт (проводит учитель).
Каталитическое разложение перекиси водорода.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, мензурка, пинцет, лучинка, спички, пероксид водорода.
В 2 пробирки наливаем по 5 мл перекиси водорода. Во вторую пробирку опускаем пинцетом кусочек моркови. Вносим в пробирки тлеющие лучинки. Во второй пробирке лучинка вспыхивает, т.к. при разложении перекиси водорода выделяется кислород. Перекись водорода разлагается и без катализатора, но очень медленно. В присутствии катализатора (моркови) реакция протекает быстрее. В данном опыте в качестве катализатора используем ферменты – белковые молекулы.
Зависимость скорости реакции от температуры исследовал голландский учёный Я. Вант-Гофф: при повышении температуры на каждые 100 скорость увеличивается в 2-4 раза.
Цель урока: сформировать у учащихся знания о факторах, влияющих на скорость химических реакций.
Задачи:
- исследовать факторы, влияющие на скорость химических реакций и механизм их выполнения;
– продолжить развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, проводить эксперимент, развивать умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
– воспитывать интерес к учению, личностные качества, обеспечивающие успешность творческой деятельности (активность, сообразительность, любознательность).
Тип урока: комбинированный.
Методы и методологические приёмы: диалогический метод изложения знаний с элементами исследования, выполнение демонстрационного и лабораторного эксперимента, работа в группах, фронтальная беседа, тестирование, самостоятельная работа, самопроверка и взаимопроверка.
Средства обучения: - инструкция для выполнения лабораторного эксперимента; - инструкция по технике безопасности; - демонстрационное оборудование; - лабораторное оборудование; - рабочая карта урока; - тесты;
- компьютер;
- проектор.
Подготовка учащихся к уроку.
1. Деление класса на группы по 5 человек (в каждой группе есть учащийся с прочными и глубокими знаниями).
2. В тетрадях у учащихся приготовлена таблица, которая заполняется во время объяснения нового материала.
3. Группа получает оборудование и реактивы для проведения эксперимента.
4. Каждый учащийся получает рабочую карту урока.
Структура урока.
I. Организационный этап. Постановка цели и мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся.
II. Актуализация знаний (фронтальная форма работы). Гомогенные и гетерогенные реакции.
III. Изучение нового материала (диалогический метод с элементами исследования, сочетание фронтальной и групповой форм работы, проведение эксперимента, самооценка и групповая оценка).
IV. Закрепление знаний (работа в группах, тестирование).
V. Рефлексия (самооценка).
VI. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный этап.
II. Актуализация знаний.
Учитель. На предыдущем уроке мы познакомились с понятием «скорость химических реакций». Вопросы к классу: - дайте определение скорости химических реакций; - какие системы химических реакций называются гомогенными, а какие – гетерогенными;
- составьте уравнения реакций, относящиеся к гомогенным реакциям (2 примера);
- составьте уравнения реакций, относящиеся к гетерогенным реакциям (3 примера).
Примеры проецируем на экран с проектора.
Гомогенные Гетерогенные
газ + газ газ + твёрдое вещество
жидкость + жидкость газ + жидкость
твёрдое вещество + жидкость
Класс работает в тетрадях, один ученик – за компьютером.
По окончании работы проецируем на экран составленные уравнения реакций.
Проводим самооценку выполненной работы на данном этапе и заполняем рабочую карту. Ставим оценку «5», если все примеры составлены верно, «4» - 1 ошибка; «3» - 2 ошибки, если ошибок больше, то не оцениваем себя.
III. Изучение нового материала.
Тема урока проецируется на экран.
Учитель. Сегодня мы будем изучать факторы, влияющие на скорость химических реакций. С химического эксперимента мы выявим закономерности изменения скорости химических реакций в зависимости от условий (в тетрадях заранее приготовлена таблица, которую будем заполнять во время объяснения нового материала). Подумайте и назовите факторы, т.е. условия, которые могут влиять на скорость реакций (обсуждение в группе).
Учащиеся называют факторы: температура, концентрация.
Учитель. Кроме названных вами факторов есть ещё природа реагирующих веществ, площадь поверхности соприкосновения веществ, катализаторы.
Выясним, как данные факторы, влияют на скорость химических реакций, выполняя лабораторный эксперимент в группах. (Учитель в случае необходимости оказывает консультационную ).
На экран проецируем названия лабораторных опытов.
Во время выполнения учащимися эксперимента на экране спроецированы правила техники безопасности.
Представление результатов групповой работы.
Учащиеся (по 1 человеку от группы) выступают у доски, используя данные результатов проделанных лабораторных опытов.
Вывод из каждого лабораторного опыта все учащиеся записывают в таблицу (таблица на экране).
Демонстрационный опыт (проводит учитель).
Каталитическое разложение перекиси водорода.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, мензурка, пинцет, лучинка, спички, пероксид водорода.
В 2 пробирки наливаем по 5 мл перекиси водорода. Во вторую пробирку опускаем пинцетом кусочек моркови. Вносим в пробирки тлеющие лучинки. Во второй пробирке лучинка вспыхивает, т.к. при разложении перекиси водорода выделяется кислород. Перекись водорода разлагается и без катализатора, но очень медленно. В присутствии катализатора (моркови) реакция протекает быстрее. В данном опыте в качестве катализатора используем ферменты – белковые молекулы.
Зависимость скорости реакции от температуры исследовал голландский учёный Я. Вант-Гофф: при повышении температуры на каждые 100 скорость увеличивается в 2-4 раза.
V2/V1 = үt 2-t1/10
что именно нужно было?
1) BaCl2 + K2SO4 → BaSO4 + 2KCl обмена
2) Fe + CuSO4 → FeSO4 + Cu замещения
3) Cu(OH)2 + 2HNO3 → Cu(NO3)2 + 2H2O обмена
4) 4Na+O2=2Na2O соединения
5) KOH + HCl → KCl + H2O обмена
6) CO2 + H2O ⇄ H2CO3 соединения
7) Na2O + H2O → 2NaOH соединения
8) Na2O + CO2 → Na2CO3 соединения
9) 2H2 + O2 = 2H2O соединения
10) Zn + H2O → ZnO + H2 замещения
11) K2SiO3 + H2SO4 → K2SO4 + H2SiO3 обмена
12) 2HNO3 + ZnO → Zn(NO3)2 + H2O обмена
13) H3PO4 + 3KOH → K3PO4 + 3H2O обмена
14) Zn(OH)2 → ZnO + H2O разложения
15) CaCO3 = CaO + CO2 разложения
16) Ca + S = CaS соединения
17) Ca + 2HCl → CaCl2 + H2 замещения
18) Al(OH)3 + 3HCl → AlCl3 + 3H2O обмена
19) 3 Ca + Fe2O3 → 3 CaO + 2 Fe замещения
20) Ba(OH)2 + H2SO4 → BaSO4 + 2H2O обмена