Цели. Провести реакцию обмена между оксидом меди(II) и серной кислотой, получить кристаллы медного купороса; закрепить на практике умения правильно обращаться с лабораторным оборудованием, включая обращение с нагревательными приборами; воспитывать у учащихся аккуратность при оформлении работы, бережное отношение к школьному имуществу; развивать самостоятельность, творческую активность, а также логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование и реактивы. Схема 1 «Общий вид реакции обмена», схема 2 «Человек–мышка» (примеры реакций обмена), схема 3 «Кристаллы медного купороса», спиртовки, спички, пробиркодержатели, пробирки, штативы для пробирок, стеклянные (аптечные) лопаточки, микроскопы, предметные стекла, стеклянные палочки или пипетки, инструктивные карточки; оксид меди(II), 10%-й раствор серной кислоты.
m(p-paNaCl 3M) = V(p-paNaCl 3M)*po = V*1120 (умножаем на 1000 потому, что размерность молярности в моль/л, чтобы размерность везде была одинаковая. При этом помним, что объем получим в литрах).
Объяснение:
Цели. Провести реакцию обмена между оксидом меди(II) и серной кислотой, получить кристаллы медного купороса; закрепить на практике умения правильно обращаться с лабораторным оборудованием, включая обращение с нагревательными приборами; воспитывать у учащихся аккуратность при оформлении работы, бережное отношение к школьному имуществу; развивать самостоятельность, творческую активность, а также логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование и реактивы. Схема 1 «Общий вид реакции обмена», схема 2 «Человек–мышка» (примеры реакций обмена), схема 3 «Кристаллы медного купороса», спиртовки, спички, пробиркодержатели, пробирки, штативы для пробирок, стеклянные (аптечные) лопаточки, микроскопы, предметные стекла, стеклянные палочки или пипетки, инструктивные карточки; оксид меди(II), 10%-й раствор серной кислоты.
1)
V - неизвестный объем.
W(NaCl) = m(NaCl)/m(p-pa)
m(p-pa) = m(H2O) + m(p-paNaCl 3M)
m(p-paNaCl 3M) = V(p-paNaCl 3M)*po = V*1120 (умножаем на 1000 потому, что размерность молярности в моль/л, чтобы размерность везде была одинаковая. При этом помним, что объем получим в литрах).
m(p-pa)= 200 + V*1120
m(NaCl) = n(NaCl)*M(NaCl) = n(NaCl)*58,5
n(NaCl) = C(p-pa NaCl 3M)*V = 3*V => m(NaCl) = 58,5*3V
Подставляем все полученные выражения и значения в формулу массовой доли (приведена первой):
0,1 = (58,5*3V)/(200 + V*1120)
Решаем уравнение и находим V:
0,1 = 175,5*V/(200 + 1120*V)
0,1*(200 + 1120*V) = 175,5*V
20 + 112*V = 175,5*V
20 = 63,5*V
V = 20/63,5
V = 0,315 (л) = 315 мл.
2)
n(KOH) = V(p-paKOH 0,6M)*C = 0,25*0,6 = 0,15 моль
Найдем объем пятимолярного раствора, в котором содержится такое количество КОН:
С = n/V
V = n/C
V = 0,15/5 = 0,03 (л) (молярность измеряется в моль/л. Получается, что 0,15моль/5(моль/л) = 0,03 л). Или 30 мл.