Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть максимально внимательными, дисциплинированными, строго следовать указаниям учителя, соблюдать тишину, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.Во время демонстрационных опытов учащиеся должны находиться на своих рабочих местах или пересесть по указанию учителя на другое, более безопасное место.При выполнении лабораторных и практических работ учащиеся должны неукоснительно соблюдать правила техники, безопасности, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус!Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.При выполнении лабораторных работ учащиеся должны точно повторять действия учителя, показывающего, как нужно правильно проводить эксперимент.Подготовленный к работе прибор учащиеся должны показать учителю или лаборанту.По первому требованию учителя учащиеся обязаны немедленно прекратить выполнение работы (эксперимента). Возобновление работы возможно только с разрешения учителя.Учащимся запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные в данной работе.Учащимся запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.Обо всех разлитых и рассыпанных реактивах учащиеся должны немедленно сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно убирать любые вещества.Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т.п. учащиеся обязаны сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно устранять неисправности.При получении травм (порезы, ожоги и т.п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту.Во время работы учащимся запрещается переходить на другое рабочее место без разрешения учителя.Учащимся запрещается брать вещества и какое-либо оборудование с незадействованных на данный момент рабочих мест.Недопустимо во время работы перебрасывать друг другу какие-либо вещи (учебники, тетради, ручки и др.).Запрещается оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы, а также зажигать горелки и спиртовки без надобности.
Кислоты Растворы кислот в воде изменяют окраску специальных веществ – индикаторов. По окраске индикаторов определяют присутствие кислоты. Индикатор лакмус окрашивается растворами кислот в красный цвет, индикатор метиловый оранжевый – тоже в красный цвет. Кислоты взаимодействуют металлами, стоящими в ряду актиности металлов до водорода с вытеснением водорода: H₂SO₄+Mg=MgSO₄+H₂, а в ряду после водорода водород не выделяется :
Cu + 4 HNO₃(конц.) =Cu(NO₃)₂ + 2 NO₂ + 2 H₂O
3 Cu + 8HNO₃(разб.) = 3 Cu(NO₃)₂ + 2NO + 4H₂O
Кислоты взаимодействуют оксидами металлов: H₂SO₄+MgO=MgSO₄+H₂O Кислоты взаимодействуют с основаниями: HNO₃ + NaOH = NaNO₃ + H₂O H₂SO₄ + 2 NaOH = Na₂SO₄ + 2 H₂O Кислоты взаимодействуют с солями тогда, если соль образована более слабой кислот: H₂SO₄ + Na₂CO₃=Na₂SO₄ + CO₂ +H₂0 Основания: Взаимодействие с индикаторами (щелочи окрашивают фиолетовый лакмус в синий цвет, метилоранж – в желтый, а фенолфталеин – в малиновый); Основания- щелочи взаимодействуют: с кислотами NaOH + HCl = NaCl + H₂O с кислотными оксидами 2NaOH + CO₂= Na₂CO₃+H₂O с амфотерными гидроксидами 2NaOH + Zn(OH)₂ = Na₂[Zn(OH)₄] солями 2NaOH + ZnSО₄= Na₂SO₄ + Zn(OH)₂ Не растворимые в воде основания взаимодействуют с кислотами H₂SO₄ + Ca(OH)₂= CaSO₄ + 2H₂O Соли: Соли взаимодействуют с кислотами: 2HCl + Na₂CO₃ = 2NaCl + CO₂ + H₂O Соли взаимодействуют: CuSO₄ + 2NaOH = Cu(OH)₂+ Na₂SO₄ Соли взаимодействуют друг с другом: AgNO₃ + NaCl = AgCl + NaNO₃ Соли взаимодействуют с металлами. Каждый предыдущий металл в ряду напряжений вытесняет последующий за ним из раствора его соли: Fe + CuSO₄ = Cu + FeSO₄
Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть максимально внимательными, дисциплинированными, строго следовать указаниям учителя, соблюдать тишину, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.Во время демонстрационных опытов учащиеся должны находиться на своих рабочих местах или пересесть по указанию учителя на другое, более безопасное место.При выполнении лабораторных и практических работ учащиеся должны неукоснительно соблюдать правила техники, безопасности, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус!Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.При выполнении лабораторных работ учащиеся должны точно повторять действия учителя, показывающего, как нужно правильно проводить эксперимент.Подготовленный к работе прибор учащиеся должны показать учителю или лаборанту.По первому требованию учителя учащиеся обязаны немедленно прекратить выполнение работы (эксперимента). Возобновление работы возможно только с разрешения учителя.Учащимся запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные в данной работе.Учащимся запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.Обо всех разлитых и рассыпанных реактивах учащиеся должны немедленно сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно убирать любые вещества.Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т.п. учащиеся обязаны сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно устранять неисправности.При получении травм (порезы, ожоги и т.п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту.Во время работы учащимся запрещается переходить на другое рабочее место без разрешения учителя.Учащимся запрещается брать вещества и какое-либо оборудование с незадействованных на данный момент рабочих мест.Недопустимо во время работы перебрасывать друг другу какие-либо вещи (учебники, тетради, ручки и др.).Запрещается оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы, а также зажигать горелки и спиртовки без надобности.
Растворы кислот в воде изменяют окраску специальных веществ – индикаторов. По окраске индикаторов определяют присутствие кислоты. Индикатор лакмус окрашивается растворами кислот в красный цвет, индикатор метиловый оранжевый – тоже в красный цвет.
Кислоты взаимодействуют металлами, стоящими в ряду актиности металлов до водорода с вытеснением водорода:
H₂SO₄+Mg=MgSO₄+H₂, а в ряду после водорода водород не выделяется :
Cu + 4 HNO₃(конц.) =Cu(NO₃)₂ + 2 NO₂ + 2 H₂O
3 Cu + 8HNO₃(разб.) = 3 Cu(NO₃)₂ + 2NO + 4H₂O
Кислоты взаимодействуют оксидами металлов:H₂SO₄+MgO=MgSO₄+H₂O
Кислоты взаимодействуют с основаниями:
HNO₃ + NaOH = NaNO₃ + H₂O
H₂SO₄ + 2 NaOH = Na₂SO₄ + 2 H₂O
Кислоты взаимодействуют с солями тогда, если соль образована более слабой кислот:
H₂SO₄ + Na₂CO₃=Na₂SO₄ + CO₂ +H₂0
Основания:
Взаимодействие с индикаторами (щелочи окрашивают фиолетовый лакмус в синий цвет, метилоранж – в желтый, а фенолфталеин – в малиновый);
Основания- щелочи взаимодействуют:
с кислотами
NaOH + HCl = NaCl + H₂O
с кислотными оксидами
2NaOH + CO₂= Na₂CO₃+H₂O
с амфотерными гидроксидами
2NaOH + Zn(OH)₂ = Na₂[Zn(OH)₄]
солями
2NaOH + ZnSО₄= Na₂SO₄ + Zn(OH)₂
Не растворимые в воде основания взаимодействуют с кислотами
H₂SO₄ + Ca(OH)₂= CaSO₄ + 2H₂O
Соли:
Соли взаимодействуют с кислотами:
2HCl + Na₂CO₃ = 2NaCl + CO₂ + H₂O
Соли взаимодействуют:
CuSO₄ + 2NaOH = Cu(OH)₂+ Na₂SO₄
Соли взаимодействуют друг с другом:
AgNO₃ + NaCl = AgCl + NaNO₃
Соли взаимодействуют с металлами. Каждый предыдущий металл в ряду напряжений вытесняет последующий за ним из раствора его соли:
Fe + CuSO₄ = Cu + FeSO₄