1. реакции соединения при реакциях соединения из нескольких реагирующих веществ относительно простого состава получается одно вещество более сложного состава: a + b + c = d как правило, эти реакции выделением тепла, т. е. приводят к образованию более устойчивых и менее богатых энергией соединений. реакции соединения простых веществ всегда носят окислительно-восстановительный характер. реакции соединения, протекающие между сложными веществами, могут происходить как без изменения валентности: сасо3 + со2 + н2о = са (нсо3)2, так и относиться к числу окислительно-восстановительных: 2fесl2 + сl2 = 2fесl3. 2. реакции разложения реакции разложения приводят к образованию нескольких соединений из одного сложного вещества: а = в + с + d. продуктами разложения сложного вещества могут быть как простые, так и сложные вещества. из реакций разложения, протекающих без изменения валентных состояний, следует отметить разложение кристаллогидратов, оснований, кислот и солей кислородсодержащих кислот: to cuso4 5h2o=cuso4 + 5h2o to cu(oh)2=cuo + h2o to h2sio3=sio2 + h2o. к реакциям разложения окислительно-восстановительного характера относится разложение оксидов, кислот и солей, образованных элементами в высших степенях окисления: to 2so3=2so2 + o2. to 4hno3=2h2o + 4no2o + o2o. 2agno3 = 2ag + 2no2 + o2, (nh4)2cr2o7 = cr2o3 + n2 + 4h2o. особенно характерны окислительно-восстановительные реакции разложения для солей азотной кислоты. реакции разложения в органической носят название крекинга: с18h38 = с9h18 + с9h20, или дегидрирования c4h10 = c4h6 + 2h2. 3. реакции замещения при реакциях замещения обычно простое вещество взаимодействует со сложным, образуя другое простое вещество и другое сложное: а + вс = ав + с. эти реакции в подавляющем большинстве принадлежат к окислительно-восстановительным: 2аl + fe2o3 = 2fе + аl2о3, zn + 2нсl = znсl2 + н2, 2квr + сl2 = 2ксl + вr2, 2ксlo3 + l2 = 2klo3 + сl2. примеры реакций замещения, не изменением валентных состояний атомов, крайне немногочисленны. следует отметить реакцию двуокиси кремния с солями кислородсодержащих кислот, которым отвечают газообразные или летучие ангидриды: сасо3+ sio2 = саsio3 + со2, са3(ро4)2 + зsio2 = зсаsio3 + р2о5, иногда эти реакции рассматривают как реакции обмена: сн4 + сl2 = сн3сl + нсl. 4. реакции обмена реакциями обмена называют реакции между двумя соединениями, которые обмениваются между собой своими составными частями: ав + сd = аd + св. если при реакциях замещения протекают окислительно-восстановительные процессы, то реакции обмена всегда происходят без изменения валентного состояния атомов. это наиболее распространенная группа реакций между сложными веществами - , основаниями, кислотами и солями: zno + н2sо4 = znsо4 + н2о, agnо3 + квr = аgвr + кnо3, сrсl3 + зnаон = сr(он) 3 + зnасl. частный случай этих реакций обмена - реакции нейтрализации: нсl + кон = ксl + н2о. обычно эти реакции подчиняются законам равновесия и протекают в том направлении, где хотя бы одно из веществ удаляется из сферы реакции в виде газообразного, летучего вещества, осадка или малодиссоциирующего (для растворов) соединения: nансо3 + нсl = nасl + н2о + со2↑, са (нсо3)2 + са (он) 2 = 2сасо3↓ + 2н2о, сн3сооnа + н3ро4 = сн3соон + nан2ро4.
элементарные частицы, атом, молекула — всё это объекты микромира, не наблюдаемого нами. в нём действуют иные законы, чем в макромире, объекты которого мы можем наблюдать или непосредственно, или с приборов (микроскоп, телескоп и т. поэтому, обсуждая далее строение электронных оболочек атомов, будем понимать, что мы создаём своё представление (модель), которое в значительной степени соответствует современным , хотя и не является абсолютно таким же, как у учёного-. наша модель .
электроны, двигаясь вокруг ядра атома, образуют в совокупности его электронную оболочку. число электронов в оболочке атома равно, как вы уже знаете, числу протонов в ядре атома, ему соответствует порядковый, или атомный, номер элемента в таблице д. и. менделеева. так, электронная оболочка атома водорода состоит из одного электрона, хлора — из семнадцати, золота — из семидесяти девяти.
как же движутся электроны? хаотически, подобно мошкам вокруг горящей лампочки? или же в каком-то определённом порядке? оказывается, именно в определённом порядке.
электроны в атоме различаются своей энергией. как показывают опыты, одни из них притягиваются к ядру сильнее, другие — слабее. главная причина этого заключается в разном удалении электронов от ядра атома. чем ближе электроны к ядру, тем они прочнее связаны с ним и их труднее вырвать из электронной оболочки, а вот чем дальше они от ядер, тем легче их оторвать. очевидно, что по мере удаления от ядра атома запас энергии электрона (е) увеличивается (рис. 38).
электроны, движущиеся вблизи ядра, как бы загораживают
максимальное (наибольшее) число электронов, находящихся на энергетическом уровне, можно определить по формуле: 2n2, где n — номер уровня. следовательно, первый энергетический уровень заполнен при наличии на нём двух электронов (2 × 12 = 2); второй — при наличии восьми электронов (2 × 22= 8); третий — восемнадцати (2 × з2 = 18) и т. д. в курсе 8—9 классов мы будем рассматривать элементы только первых трёх периодов, поэтому с завершённым третьим энергетическим уровнем у атомов мы не встретимся.
число электронов на внешнем энергетическом уровне электронной оболочки атома для элементов главных подгрупп равно номеру группы.
теперь мы можем составить схемы строения электронных оболочек атомов, руководствуясь планом:
а) определим общее число электронов на оболочке по порядковому номеру элемента; б) определим число заполняемых электронами энергетических уровней в электронной оболочке по номеру периода; в) определим число электронов на каждом энергетическом уровне (на 1-м — не больше двух; на 2-м — не больше восьми, на внешнем уровне число электронов равно свою в подготовке нового урока — сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.
1. изобразите схемы строения электронной оболочки атомов: а)
элементарные частицы, атом, молекула — всё это объекты микромира, не наблюдаемого нами. в нём действуют иные законы, чем в макромире, объекты которого мы можем наблюдать или непосредственно, или с приборов (микроскоп, телескоп и т. поэтому, обсуждая далее строение электронных оболочек атомов, будем понимать, что мы создаём своё представление (модель), которое в значительной степени соответствует современным , хотя и не является абсолютно таким же, как у учёного-. наша модель .
электроны, двигаясь вокруг ядра атома, образуют в совокупности его электронную оболочку. число электронов в оболочке атома равно, как вы уже знаете, числу протонов в ядре атома, ему соответствует порядковый, или атомный, номер элемента в таблице д. и. менделеева. так, электронная оболочка атома водорода состоит из одного электрона, хлора — из семнадцати, золота — из семидесяти девяти.
как же движутся электроны? хаотически, подобно мошкам вокруг горящей лампочки? или же в каком-то определённом порядке? оказывается, именно в определённом порядке.
электроны в атоме различаются своей энергией. как показывают опыты, одни из них притягиваются к ядру сильнее, другие — слабее. главная причина этого заключается в разном удалении электронов от ядра атома. чем ближе электроны к ядру, тем они прочнее связаны с ним и их труднее вырвать из электронной оболочки, а вот чем дальше они от ядер, тем легче их оторвать. очевидно, что по мере удаления от ядра атома запас энергии электрона (е) увеличивается (рис. 38).
электроны, движущиеся вблизи ядра, как бы загораживают
максимальное (наибольшее) число электронов, находящихся на энергетическом уровне, можно определить по формуле: 2n2, где n — номер уровня. следовательно, первый энергетический уровень заполнен при наличии на нём двух электронов (2 × 12 = 2); второй — при наличии восьми электронов (2 × 22= 8); третий — восемнадцати (2 × з2 = 18) и т. д. в курсе 8—9 классов мы будем рассматривать элементы только первых трёх периодов, поэтому с завершённым третьим энергетическим уровнем у атомов мы не встретимся.
число электронов на внешнем энергетическом уровне электронной оболочки атома для элементов главных подгрупп равно номеру группы.
теперь мы можем составить схемы строения электронных оболочек атомов, руководствуясь планом:
а) определим общее число электронов на оболочке по порядковому номеру элемента; б) определим число заполняемых электронами энергетических уровней в электронной оболочке по номеру периода; в) определим число электронов на каждом энергетическом уровне (на 1-м — не больше двух; на 2-м — не больше восьми, на внешнем уровне число электронов равно свою в подготовке нового урока — сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.
1. изобразите схемы строения электронной оболочки атомов: а)