Среди элементов IVA группы наибольшее значение имеет углерод как важнейший из элементов, входящих в состав живых организмов. В свободном состоянии он встречается в виде алмаза, графита, карбина и других аллотропных видоизменений.
a. Какая схема соответствует строению атома углерода? [ ]
A B C
b. Почему атом углерода образовывать 4 химические связи?
[ ]
c. Выберите рисунок кристалла, характерного для алмаза. [ ]
A B C D
d. Вещество, не являющееся аллотропным видоизменением углерода: [ ]
i. Известняк
ii. Фуллерен
iii. Алмаз
iv. Графит
e. Из аллотропных форм углерода самым твердым является алмаз, потому что
[ ]
2. Углерод может реагировать с кислородом с образованием двух оксидов.
a. Реакция, в результате которой образуется угарный газ: [ ]
i. Горение бензина в недостатке кислорода
ii. Горение угля в избытке кислорода
iii. Разложение мрамора
iv. Горение природного газа в избытке кислорода
b. Отравляющее действие CO объясняется тем, что
[ ]
c. На рисунке показан прибор, с которого получают газооб-
разное вещество, которое пропускают через известковую воду. Запиши-
те уравнение реакции взаимодействия этого газа с известковой водой:
[ ]
3. Вода – основа жизни, самое рас на Земле вещество. Природная вода содержит не-
растворимые и растворимые примеси. Некоторые растворенные в воде соли придают ей жесткость
a. Предложите с которого можно доказать, что в родниковой воде есть растворенные соли:
[ ]
b. Жесткую воду можно определить [ ]
i. Фильтрованием iii. По цвету
ii. На вкус iv. С мыла
c. Назовите два источника загрязнения воды:
[ ]
d. Для очистки воды от нерастворимых примесей можно использовать методы [ ]
i. Кипячение iii. Фильтрование
ii. Хлорирование iv. Отстаивание
e. Если через воду пропустить хлор, он
[ ]
4. Вещества, имеющие сходные состав и свойства, объединяются в единый класс соединений.
a. Выпишите из приведенного списка формулы всех кислородсодержащих кислот и щелочей:
NaOH, SO3, HNO3, HCl, Fe(OH)3, FeCl3, K2O, KOH, FeO, H2CO3
Кислородсодержащие кислоты: [ ]
Щелочи [ ]
b. Хлорид магния образуется в результате реакции: [ ]
i. MgSO4 + NaOH → iii. Mg + HCl →
ii. Mg + KCl → iv. MgO + NaCl→
c. С какими из приведенных веществ может реагировать раствор гидроксида натрия: S,
HNO3, H2O, KOH, CuSO4?
i. [ ]
ii. [ ]
d. Запишите уравнение химической реакции нейтрализации между гидроксидом железа (III) и азотной кислотой: [ ]
5. Взаимосвязь между классами соединений называется генетической связью. Составьте уравнения химических реакций, с которых можно осуществить следующие превращения: Al → Al2O3 → AlCl3 → Al(OH)3 → Al2(SO4)3
a. [ ]
b. [ ]
c. [ ]
d. [ ]
«Химия - наука, изучающая свойства и превращения веществ, сопровождающиеся изменением их состава и строения». Она изучает природу и свойства различных химических связей, энергетику химических реакций, реакционную веществ, свойства катализаторов и т.д.
Химия всегда была нужна человечеству для того, чтобы получать из природных веществ материалы со свойствами, необходимыми для повседневной жизни и производства. Получение таких веществ - производственная задача, и, чтобы ее реализовать, надо уметь осуществлять качественные превращения вещества, т. е. из одних веществ получать другие. Чтобы этого добиться, химия должна справиться с теоретической проблемой генезиса (происхождения) свойств вещества.
Таким образом, основанием химии выступает двуединая проблема - получение веществ с заданными свойствами (на достижение ее направлена производственная деятельность человека) и выявление управления свойствами вещества (на реализацию этой задачи направлена научно-исследовательская работа ученых).
Эта же проблема является одновременно и системообразующим началом химии.
Cu(+2) + 2Cl(-) + H2O -> CuOH(+) + Cl(-) + H(+) + Cl(-)
Cu(+2) + H2O -> CuOH(+) + H(+)
AgNO3 + H2O -> AgOH + HNO3
Ag(+) + NO3(-) + H2O -> AgOH + H(+) + NO3(-)
Ag(+) + H2O -> AgOH + H(+)
P2O5 + 3H2O -> 2H3PO4
P2O5 + 3H2O -> 6H(+) + 2PO4(-3)
H2SO4 + 2KOH -> K2SO4 + 2H2O
2H(+) + SO4(-2) + 2K(+) + 2OH(-) -> 2K(+) + SO4(-2) + 2H2O
2H(+) + 2OH(-) -> 2H2O
H2SO4 + 2AgNO3 -> Ag2SO4↓ + 2HNO3
2H(+) + SO4(-2) + 2Ag(+) + 2NO3(-) -> Ag2SO4↓ + 2H(+) + 2NO3(-)
2Ag(+) + SO4(-2) -> Ag2SO4↓
2KOH + CuCl2 -> Cu(OH)2 ↓+ 2KCl
2K(+) + 2OH(-) + Cu(+2) + 2Cl(-) -> Cu(OH)2↓ + 2K(+) + 2Cl(-)
Cu(+2) + 2OH(-) -> Cu(OH)2↓
6KOH + P2O5 -> 2K3PO4 +3 H2O
6K(+) + 6OH(-) + P2O5 -> 6K(+) + 2PO4(-3) + 3H2O
6OH(-) + P2O5 -> 2PO4(-3) + 3H2O
CuCl2 + 2AgNO3 -> Cu(NO3)2 + 2AgCl↓
Cu(+2) + 2Cl(-) + 2Ag(+) + 2NO3(-) -> Cu(+2) + 2NO3(-) + 2AgCl↓
2Ag(+) + 2Cl(-) -> 2AgCl↓
2) 2Ca + O2 -> 2CaO оксид кальция
CaO + H2O -> Ca(OH)2 гидроксид кальция
Ca(OH)2 + 2HCl -> CaCl2 + 2H2O хлорид кальция, вода
CaCl2 + 2AgNO3 -> 2AgCl↓ + Ca(NO3)2 хлорид серебра, нитрат кальция