Тестовая контрольная работа по теме «Подгруппа кислорода». 9 класс. 1 вариант. Часть А. 1. Сера проявляет высшую степень окисления в соединении: 1) Na2S; 2) Na2SO4; 3) SO2; 4) Na2SO3 2. Озон и кислород – это 1) разные химические элементы 2) аллотропные видоизменения одного химического элемента 3) одно и то же вещество 4) разные агрегатные состояния одного вещества 3. При взаимодействии серы с кислородом преимущественно образуется 1) оксид серы (VI) 3) сернистая кислота 2) оксид серы (IV) 4) серная кислота 4. Сумма коэффициентов в уравнении реакции серы с водородом равна 1) 3; 2) 4; 3) 6; 4) 8 5. Сероводород при обычных условиях – это 1) газ без цвета 2) газ жёлтого цвета 3) газ зелёного цвета 4) бурая жидкость 6. Выберите характеристику сернистой кислоты. 1) Образует два вида солей – средние и кислые 2) Диссоциация проходит в одну стадию 3) Плохо растворима в воде 4) Сильный электролит 7. Разбавленная серная кислота взаимодействует с каждым веществом группы 1) K2O, Zn, Ag 3) KOH, CuO, Zn 2) SiO2, Cu, Fe 4) HBr, O2, SiO2 8. Верны ли суждения: А. Горение вещества в чистом кислороде происходит быстрее, чем на воздухе. Б. При повышении температуры скорость окисления вещества кислородом заметно возрастает. 1) верно только А 3) оба верны 2) верно только Б 4) оба неверны Часть В. 1. Составьте уравнения 4 реакций, которые могут протекать между: NaOH, H2S, CuCl2. 2. Выберите факторы, которые увеличат скорость реакции: Zn (тв) + 2H+=Zn 2+ + H2 (г) (выбранные номера запишите в порядке возрастания). 1) увеличение концентрации кислоты 2) увеличение концентрации соли цинка 3) уменьшение концентрации кислоты 4) уменьшение размеров гранул цинка 5) увеличение температуры 3. Расположите химические элементы в порядке увеличения значения электроотрицательности атомов. (ответ приведите в виде последовательности цифр). 1) Se, 2) Te, 3) O, 4) S Часть С. 1. Закончите уравнение реакции, определите окислитель и восстановитель, составьте электронный баланс Na2S+HNO3 → NaNO3+NO2+SO2+H2O 2. Решите задачу: вычислите массовую долю соли в растворе сульфата меди (II), если из 160г такого раствора выпадает в осадок гидроксид меди (II) массой 9,8г
Часть А:
1. В этом вопросе нужно определить соединение, в котором сера проявляет высшую степень окисления. Для этого нужно знать, что в веществах сера имеет окисление +6. Проанализируем варианты ответа:
1) Na2S - содержит серу с окислением -2, не является верным ответом.
2) Na2SO4 - содержит серу с окислением +6, является верным ответом.
3) SO2 - содержит серу с окислением +4, не является верным ответом.
4) Na2SO3 - содержит серу с окислением +4, не является верным ответом.
Таким образом, верным ответом является 2) Na2SO4.
2. В этом вопросе нужно определить, являются ли озон и кислород разными химическими элементами, аллотропными видоизменениями одного химического элемента, одним и тем же веществом или разными агрегатными состояниями одного вещества. Проанализируем варианты ответа:
1) Озон и кислород - разные химические элементы, не является верным ответом.
2) Озон и кислород - аллотропные видоизменения одного химического элемента, является верным ответом.
3) Озон и кислород - одно и то же вещество, не является верным ответом.
4) Озон и кислород - разные агрегатные состояния одного вещества, не является верным ответом.
Таким образом, верным ответом является 2) аллотропные видоизменения одного химического элемента.
3. В этом вопросе нужно определить, какое вещество образуется при взаимодействии серы с кислородом.
1) Оксид серы (VI) - SO3, не является верным ответом.
2) Оксид серы (IV) - SO2, является верным ответом.
3) Сернистая кислота - H2SO3, не является верным ответом.
4) Серная кислота - H2SO4, не является верным ответом.
Таким образом, верным ответом является 2) оксид серы (IV).
4. В этом вопросе нужно определить сумму коэффициентов в уравнении реакции серы с водородом.
Рассмотрим уравнение реакции: S + H2 → H2S.
Сумма коэффициентов равна 1 + 1 = 2, не является верным ответом.
Сумма коэффициентов в данном случае равна 2, не является верным ответом.
Сумма коэффициентов равна 1 + 2 = 3, является верным ответом.
Сумма коэффициентов равна 2 + 6 = 8, не является верным ответом.
Таким образом, верным ответом является 1) 3.
5. В этом вопросе нужно определить, каким является сероводород при обычных условиях.
1) Газ без цвета, не является верным ответом.
2) Газ жёлтого цвета, не является верным ответом.
3) Газ зелёного цвета, не является верным ответом.
4) Бурая жидкость, является верным ответом.
Таким образом, верным ответом является 4) бурая жидкость.
6. В этом вопросе нужно выбрать характеристику сернистой кислоты.
1) Образует два вида солей - средние и кислые, является верным ответом.
2) Диссоциация проходит в одну стадию, не является верным ответом.
3) Плохо растворима в воде, не является верным ответом.
4) Сильный электролит, не является верным ответом.
Таким образом, верным ответом является 1) образует два вида солей - средние и кислые.
7. В этом вопросе нужно определить, с какими веществами группы взаимодействует разбавленная серная кислота.
1) K2O, Zn, Ag, не является верным ответом.
2) SiO2, Cu, Fe, не является верным ответом.
3) KOH, CuO, Zn, является верным ответом.
4) HBr, O2, SiO2, не является верным ответом.
Таким образом, верным ответом является 3) KOH, CuO, Zn.
8. В этом вопросе нужно определить, какие суждения верны.
А. Горение вещества в чистом кислороде происходит быстрее, чем на воздухе.
Б. При повышении температуры скорость окисления вещества кислородом заметно возрастает.
Оба суждения верны, не является верным ответом.
Оба суждения неверны, не является верным ответом.
Верно только суждение А, является верным ответом.
Верно только суждение Б, не является верным ответом.
Таким образом, верным ответом является 3) оба верны.
Часть В:
1. В этом вопросе нужно составить уравнения 4 реакций, которые могут протекать между NaOH, H2S, CuCl2.
- NaOH + H2S → NaHS + H2O
- CuCl2 + H2S → CuS + 2HCl
- NaOH + CuCl2 → NaCl + Cu(OH)2
- H2S + CuCl2 → CuS + 2HCl
(В данном случае даны только частные случаи, возможны и другие варианты взаимодействия.)
2. В этом вопросе нужно выбрать факторы, которые увеличат скорость реакции Zn (тв) + 2H^+ = Zn^2+ + H2.
Здесь нужно рассмотреть факторы, которые увеличивают скорость данной реакции:
- Увеличение концентрации кислоты.
- Увеличение концентрации соли цинка.
- Уменьшение концентрации кислоты.
- Уменьшение размеров гранул цинка.
- Увеличение температуры.
Итак, выбранные номера: 1) увеличение концентрации кислоты, 2) увеличение концентрации соли цинка, 5) увеличение температуры.
3. В этом вопросе нужно расположить химические элементы в порядке увеличения значения электроотрицательности атомов.
1) Se
2) Te
3) O
4) S
В ответ запишем последовательность цифр: 3421.
Часть С:
1. В этом вопросе нужно закончить уравнение реакции, определить окислитель и восстановитель и составить электронный баланс.
Данное уравнение реакции: Na2S + HNO3 → NaNO3 + NO2 + SO2 + H2O
Закончим уравнение:
Na2S + 4HNO3 → NaNO3 + NO2 + SO2 + 2H2O
Окислитель: HNO3 (окисление азота с -3 до +5)
Восстановитель: Na2S (восстановление серы с -2 до 0)
Составим электронный баланс:
на левой стороне: 2(-2) + 0 = -4
на правой стороне: 0 + 5 + 4(2) = +6
Получаем: -4 = +6, что является верным электронным балансом.
2. В этом вопросе нужно решить задачу: вычислить массовую долю соли в растворе сульфата меди (II), если из 160 г такого раствора выпадает в осадок гидроксид меди (II) массой 9,8 г.
Масса гидроксида меди (II) равна 9,8 г, следовательно, масса сульфата меди (II) в растворе равна 160 г - 9,8 г = 150,2 г.
Массовая доля соли можно вычислить по формуле: масса соли / масса раствора x 100%.
Массовая доля сульфата меди (II) = (150,2 г / 160 г) x 100% ≈ 93,875%.
Массовая доля соли в растворе сульфата меди (II) составляет примерно 93,875%.
Надеюсь, что данное разъяснение помогло вам понять тестовую контрольную работу. Если у вас есть ещё какие-либо вопросы, не стесняйтесь задавать их!