Учащиеся Игнат, Сергей и Жанна проводили реакции ионного обмена. Жанна взяла для опыта раствор гидроксида лития и добавила к нему раствор хлороводородной кислоты. Игнат высказал мнение о том, что никакой реакции не получилось, так как никаких изменений учащиеся не наблюдали. Сергей с ним не согласился и решил повторить опыт, но вначале добавить фенолфталеин. Почему он так решил поступить? Произошла ли реакция ионного обмена? Кто из учащихся прав? Изменится ли цвет индикатора? ответ обоснуйте.
Великая по сегодняшним заслугам наука химия окружает человека везде и всюду. Возникла она очень давно, хотя человек и не задумывался об этом. Но чудесным образом, вдруг, научился создавать прочные сплавы железа для изготовления оружия и орудий, придумал стекло, и избавил себя от постоянных сквозняков, занялся изготовлением керамики, да еще и расписывать стал её разноцветными красками. А где мы соприкасаемся с химией сегодня, и так ли мы от неё зависим?
Утро современного человека начинается с того, что он просыпается в уютной постели, ему тепло и комфортно в любимой пижаме, которая создана синтетическим путем - и это только первый пример. Потянувшись, мы следуем на кухню, включаем чайник, засыпаем в стакан растворимый кофе, созданный так же на основе знаний химической науки, как и любимый плавленый сыр, йогурт, в состав которых входят искусственные добавки. Пока закипит чайник, человек следует в ванную, выдавливает на зубную щетку небольшое количество пасты, после берет крем для бритья или пенку для умывания, обнаруживает, что фильтр для очистки воды работает уже не так хорошо, как раньше, и даже не задумывается о том, что это тоже плоды все той же науки.
По привычке за чашкой кофе включает телевизор. Небольшой новостной обзор рассказывает о нефтеперерабатывающих компаниях, которые обеспечат, строну необходимым количеством: щелочей, кислот, синтетических волокон, резины и каучука. После идет обзор новинок в технике, и в качестве альтернативного бензину автомобильного топлива японские производители предлагают синтетически созданный продукты, который уменьшит затраты природных ресурсов и сохранить экологию. Так же, абсолютно не задумываясь, съедает он витаминку, садиться в отполированный автомобиль, в котором приятно пахнет жасмином, благодаря новому освежителю воздуха. На заднем сидении он обнаруживает пакет с торфяным удобрением, купленным для садовой вишни и коробку с кошачьим кормом.
Источник: Роль химии в жизни человека и природы доклад
Объяснение:
Водные растворы кислот изменяют окраску индикаторов.
В кислой среде фиолетовый лакмус, метилоранж и универсальный индикатор становятся красными.
Окраска некоторых индикаторов в различных средахКислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности металлов левее водорода. В результате реакции образуется соль и выделяется водород.Можно сказать, что металлы, расположенные в ряду активности левее, вытесняют водород из кислот.
Например, при взаимодействии магния с соляной кислотой образуется хлорид магния и выделяется водород:
Mg+2HCl→MgCl2+H2↑ .
Эта реакция относится к реакциям замещения.
Необходимо отметить, что азотная кислота и концентрированная серная кислота с металлами взаимодействуют иначе (соль образуется, но водород при этом не выделяется).
Кислоты реагируют с основными и амфотерными оксидами. В результате реакции обмена образуются соль и вода.
Например, при взаимодействии основного оксида калия с азотной кислотой образуется соль нитрат калия, а при взаимодействии амфотерного оксида алюминия с соляной кислотой образуется соль хлорид алюминия:
K2O+2HNO3→2KNO3+H2O,Al2O3+6HCl→2AlCl3+3H2O. Кислоты реагируют с основаниями и с амфотерными гидроксидами, образуя соль и воду.
Так же, как в предыдущем примере, при взаимодействии гидроксида калия и гидроксида алюминия с кислотами образуются соответствующие соли:
KOH+HNO3→KNO3+H2O,Al(OH)3+3HCl→AlCl3+3H2O.Реакции обмена между кислотами и солями возможны, если в результате образуется практически нерастворимое в воде вещество (выпадает осадок), образуется летучее вещество (газ) или слабый электролит.
А) Кислоты реагируют с растворами солей, если в результате реакции один из продуктов выпадает в осадок.
Например, при взаимодействии раствора серной кислоты с раствором хлорида бария в осадок выпадает сульфат бария, а при взаимодействии раствора силиката натрия с раствором азотной кислоты в осадок выпадает кремниевая кислота:
H2SO4+BaCl2→BaSO4↓+2HCl,Na2SiO3+2HNO3→H2SiO3↓+2NaNO3. Продукт реакции при обычных условиях, либо при нагревании, улетучивается.
Например, при действии концентрированной серной кислоты на кристаллический хлорид натрия образуется газообразный хлороводород, а при действии соляной кислоты на сульфид железа( II ) выделяется газ сероводород:
NaCl(тв.)+H2SO4(конц.)→Na2SO4+2HCl↑,FeS+2HCl→FeCl2+H2S↑.
Примечание. Сокращение (тв.) означает «твёрдое вещество», а (конц.) — «концентрированный раствор».
В) Если кислота, которая вступает в реакцию, является сильным электролитом, то кислота, которая образуется — слабым.
Например, соляная кислота может вытеснить угольную из её соли:
2HCl+CaCO3→CaCl2+H2O+CO2↑H2CO3 .
Для того чтобы вынести суждение о возможности протекания реакции, можно воспользоваться вытеснительным рядом кислот:
HNO3H2SO4HClH2SO3H2CO3H2SH2SiO3−→−−−−−−−−−−−−−−−−−−H3PO4 .
Объяснение:
с английским