Урок №40. практическая работа №5 решение экспериментальных по теме «основные классы неорганических соединений» отчёт о выполнении практической работы решение экспериментальных по теме: « свойства основных классов соединений» автор работы (фи): дата: цель работы: изучить свойства классов неорганических соединений реактивы и оборудование: оксид меди(ii), раствор серной кислоты, раствор гидроксида натрия, фенолфталеин, раствор соляной кислоты, раствор сульфата меди (ii), спиртовка, пробирки, пробиркодержатель. ход работы: осторожно! кислоты и щёлочи! опыт №1. реакция обмена между оксидом меди(ii) и раствором серной кислоты инструкция к выполнению: загрузите и внимательно наблюдайте за видео - экспериментом в пробирку прилейте 1-2 мл раствора серной кислоты и добавьте порошок (на кончике лопатки) оксида меди (ii) пробирку с реакционной смесью укрепите в пробиркодержателе и осторожно нагрейте на пламени спиртовки. что происходит с оксидом меди (ii)? как изменился цвет смеси? потушите спиртовку. сделайте вывод. опыт №2. реакция нейтрализации инструкция к выполнению: загрузите и внимательно наблюдайте за видео - экспериментом в пробирку прилейте 1 мл раствора гидроксида натрия и добавьте к нему каплю фенолфталеина. что наблюдаете? к полученной смеси добавьте по каплям соляную кислоту. как изменился цвет в пробирке? почему цвет индикатора меняется? сделайте вывод опыт №3. распознавание растворов щелочи, кислоты и воды с индикаторов. инструкция к выполнению: загрузите и внимательно наблюдайте за видео - экспериментом внимательно рассмотрите выданные в пронумерованных пробирках вещества. продумайте, с какого реактива можно наиболее рациональным различить кислоту и основание. возьмите небольшие пробы из каждой пронумерованной пробирки (5-10 капель, воспользуйтесь пипеткой). поместите их в чистые пустые пробирки. не забудьте, откуда брали пробы! в каждую пробу добавьте по 2-3 капли выбранного индикатора. запишите наблюдения. сделайте вывод о том, какие вещества находятся в пробирках. подтвердите с характерных реакций, наличие кислоты и основания среди выданных веществ. сделайте вывод. отчёт о проделанной работе оформить в виде таблицы: номер и название опыта что делали? что наблюдали? почему? сделайте выводы? уравнение реакции (продуктам реакции дать названия, указать типы реакций) если вы выполняете работу в лаборатории: убрать рабочее место: грязные пробирки убрать в раковину, реактивы и оборудование сложить в лоток. вымыть руки. сделайте
Объяснение:
H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2H2O
2H(+) + SO4(2-) + 2K(+) + 2OH(-) = 2K(+) + SO4(2-) + 2H2O
H(+) + OH(-) = H2O
H2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2HCl
2H(+) + SO4(2-) + Ba(2+) + 2Cl(-) = BaSO4↓ + 2H(+) + 2Cl(-)
Ba(2+) + SO4(2-) = BaSO4↓
3H2SO4 + 2Al(OH)3 = Al2(SO4)3 + 6H2O
6H(+) + 3SO4(2-) + 2Al(OH)3 = 2Al(3+) + 3SO4(2-) + 6H2O
6H(+) + 2Al(OH)3 = 2Al(3+) + 6H2O
H2SO4 + ZnO = ZnSO4 + H2O
2H(+) + SO4(2-) + ZnO = Zn(2+) + SO4(2-) + H2O
2H(+) + ZnO = Zn(2+) + H2O
H2SO4 + Na2S = Na2SO4 + H2S↑
2H(+) + SO4(2-) + 2Na(+) +S(2-) = 2Na(+) + SO4(2-) + H2S↑
2H(+) + S(2-) = H2S↑
2KOH + Cu(NO3)2 = Cu(OH)2↓ + 2KNO3
2K(+) + 2OH(-) + Cu(2+) + 2NO3(-) = Cu(OH)2↓ + 2K(+) + 2NO3(-)
Cu(2+) + 2OH(-) = Cu(OH)2↓
KOH + Al(OH)3 = K[Al(OH)4]
K(+) + OH(-) + Al(OH)3 = K(+) + [Al(OH)4](-)
OH(-) + Al(OH)3 = [Al(OH)4](-)
Cu(NO3)2 + Na2S = CuS↓ + 2NaNO3
Cu(2+) + 2NO3(-) + 2Na(+) + S(2-) = CuS↓ + 2Na(+) + 2NO3(-)
Cu(2+) + S(2-) = CuS↓
Взаимодействие с ксеноном. Наибольшей химической активностью обладает фтор, это сильнейший окислитель, который реагирует даже с инертными газами:
2F2 + Xe = XeF4.
Взаимодействие с металлами. Взаимодействие йода с алюминием 9. Горение сурьмы в хлоре Все галогены взаимодействуют практически со всеми простыми веществами, наиболее энергично протекает реакция с металлами. Фтор при нагревании реагирует со всеми металлами, включая золото и платину, на холоде взаимодействует с щелочными металлами, свинцом и железом. Хлор, бром и йод при обычных условиях реагируют со щелочными металлами, а при нагревании – с медью, железом и оловом. В результате взаимодействия образуются галогениды, которые являются солями:
2М + nHal2 = 2MHaln.
Галогены в этой реакции проявляют окислительные свойства.
Взаимодействие с водородом. При обычных условиях фтор реагирует с водородом в темноте со взрывом, взаимодействие с хлором протекает на свету, бром и йод реагируют только при нагревании, причем реакция с йодом обратима.
Н2 + Hal2 = 2НHal.
Галогены в этой реакции проявляют окислительные свойства.
Взаимодействие с неметаллами. С кислородом и азотом галогены непосредственно не взаимодействуют, реагируют с серой, фосфором, кремнием, проявляя окислительные свойства, химическая активность у брома и йода выражена слабее, чем у фтора и хлора:
2P + 3Cl2 = 2PCl3;
Si + 2F2 = SiF4.
Взаимодействие с водой. Галогены реагируют со многими сложными веществами. С водой фтор и остальные галогены реагируют по-разному:
F2 + H2O = 2HF + O или
3F2 + 3H2O = OF2 + 4HF + H2O2;
Hal + H2O = HHal + HHalO.
Эта реакции является реакцией диспропорционирования, где галоген одновременно является окислителем и восстановителем.
Взаимодействие со щелочами. Также галогены диспропорционируют в растворах щелочей:
Cl2 + KOH = KClO + KCl (на холоде);
3Cl2 + 6KOH = KClO3 + 5KCl + 3Н2О (при нагревании).
Гипобромид-ион существует только при температуре ниже 0 °С, гипойодит-ион в растворах не существует.
Взаимодействие с сероводородом. Галогены отнимать водород от других веществ:
H2S + Br2 = S + 2HBr.
Реакция замещения водорода в предельных углеводородах:
CH4 + Cl2 = CH3Cl + HCl.
Реакция присоединения к непредельным углеводородам:
C2H4 + Cl2 = C2H4Cl2.
Взаимное замещение галогенов. Взаимодействие хлора с бромидами и йодидами Реакционная галогенов снижается при переходе от фтора к йоду, поэтому предыдущий элемент вытесняет последующий из галогеноводородных кислот и их солей:
2KI + Br2 = 2KBr+ I2;
2HBr + Cl2 = 2HCl + Br2