iii. план характеристики элемента на основании его положения в периодической системе д. и. менделеева
алгоритм характеристики: (3-5 слайды)
1. положение элемента в пс
а) порядковый номер элемента
б) период (большой или малый).
в) группа
г) подгруппа (главная или побочная)
д) относительная атомная масса.
2. состав и строение атома элемента
а) число протонов (р+), нейтронов (n0), электронов (е-)
б) заряд ядра
в) число энергетических уровней в атоме
г) число электронов на уровнях
д) электронная формула атома
е) графическая формула атома
ж) семейство элемента.
три последних пункта, для хорошо подготовленных классов.
3. свойства атома
а) способность отдавать электроны (восстановитель)
б) способность принимать электроны (окислитель).
записать в виде схем-уравнений. сравнить с соседними атомами.
4. возможные степени окисления.
5. формула высшего оксида, его характер.
6. формула высшего гидроксида, его характер.
7. формула летучего водородного соединения, его характер.
обратить внимание: при рассмотрении пунктов 5 и 7 все формулы высших оксидов и летучих водородных соединений помещены внизу таблицы д. и. менделеева, что фактически является «законной шпаргалкой».
так как в начале, при характеристике элементов могут испытывать определенные трудности, поэтому им полезно пользоваться «законными шпаргалками» — табл. 1 и др. потом, по мере накопления опыта и знаний, эти уже не потребуются.
: охарактеризуйте элемент натрий на основании его положения в периодической системе д.и. менделеева. (слайд 6)
работает весь класс, записи поочередно ведут обучающиеся на доске.
iii. план характеристики элемента на основании его положения в периодической системе д. и. менделеева
алгоритм характеристики: (3-5 слайды)
1. положение элемента в пс
а) порядковый номер элемента
б) период (большой или малый).
в) группа
г) подгруппа (главная или побочная)
д) относительная атомная масса.
2. состав и строение атома элемента
а) число протонов (р+), нейтронов (n0), электронов (е-)
б) заряд ядра
в) число энергетических уровней в атоме
г) число электронов на уровнях
д) электронная формула атома
е) графическая формула атома
ж) семейство элемента.
три последних пункта, для хорошо подготовленных классов.
3. свойства атома
а) способность отдавать электроны (восстановитель)
б) способность принимать электроны (окислитель).
записать в виде схем-уравнений. сравнить с соседними атомами.
4. возможные степени окисления.
5. формула высшего оксида, его характер.
6. формула высшего гидроксида, его характер.
7. формула летучего водородного соединения, его характер.
обратить внимание: при рассмотрении пунктов 5 и 7 все формулы высших оксидов и летучих водородных соединений помещены внизу таблицы д. и. менделеева, что фактически является «законной шпаргалкой».
так как в начале, при характеристике элементов могут испытывать определенные трудности, поэтому им полезно пользоваться «законными шпаргалками» — табл. 1 и др. потом, по мере накопления опыта и знаний, эти уже не потребуются.
: охарактеризуйте элемент натрий на основании его положения в периодической системе д.и. менделеева. (слайд 6)
работает весь класс, записи поочередно ведут обучающиеся на доске.
образец ответа. (слайд 7)
na – натрий
1) 11, 3 период, малый, 1 группа, а
2) 11р+, 12n0, 11е-
+11 2-8-1
1s22s22p63s13p03d0 - s - элемент
3) na0 – 1e > na+
восстановитель
ra: li < na < k na > mg
по группе по периоду
ме св-ва: li < na < k na > mg
по группе по периоду
4) na: 0, +1
5) na2o – основный оксид
6) naoh – основание, щелочь.
7) не образует
А1. В атоме серы число электронов на внешнем электронном слое равно
3) 6
А2. Какой вид химической связи в сульфиде калия?
4) ионная
А3. Низшие степени окисления атомов азота и серы равны соответственно
1) -3 и -2
А4. К неэлектролитам относится
1) сахароза
А5. Какое уравнение соответствует реакции замещения?
2) Zn + CuSO4 → ZnSO4 + Cu
А6. Сумма коэффициентов в уравнении реакции, схема которой: 2Al + 3Cl2 → 2AlCl3, равна
3) 7
А7. С раствором гидроксида натрия реагирует каждое из трёх веществ:
4) FeCl3, CO2, HBr
А8. Основным оксидом и кислотой, соответственно, являются
3) FeO, HNO3
А9. К окислительно-восстановительным реакциям не относится
1) Cu(OH)2 → CuO + H2O
А10. Индикатор метилоранж в растворе гидроксида калия станет
2) жёлтым
Часть В
При выполнении задания B1 выберите два правильных ответа и запишите в указанном месте
В1. Какие из указанных веществ взаимодействуют с раствором соляной кислоты?
1) нитрат серебра
4) оксид меди(II)
В2. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции
А) SO3 + H2O → 1) H2SO4
Б) Na2SO3 + HCl → 6) NaCl + SO2↑ + H2O
В) NaOH + P2O5 → 4) Na3PO4 + H2O