В своей диссертации "О металлическом блеске" Ломоносов описал получение водородав результате действия кислот на железо и другие металлы, и первым (1745) выдвинул гипотезу, о том что водород представляет собой флогистон. Эту же гипотезу выдвинул в 1766 г и Кавендиш, который подробнейшим образом изучил свойства водорода, выдвинул подобную же гипотезу . Он называл водород "воспламеняемым воздухом", полученным из "металлов" , и полагал, как и все флогистики, что при растворении в кислотах металл теряет свой флогистон. Откуда же произошло название водород. Дал это название элементу Лавуазье, который занимался в 1779 г. исследованием состава воды путем ее синтеза и разложения, назвал водород Hydrogine (гидроген), или Hydrogene (гидрожен), от греч. гидор - вода и гайноме - произвожу, рождаю.В "Таблице простых тел", которую составил Лавуазье, водород (Hydrogene) упомянут в числе пяти (свет, теплота, кислород, азот, водород) простых тел, относящихся ко всем трем царствам природы и которые следует рассматривать как элементы тел. В русской химической литературе конца XVIII и начала XIX в. встречаются два рода названий водорода: флогистические (горючий газ, горючий воздух, воспламенительный воздух, загораемый воздух) и антифлогистические (водотвор, водотворное существо, водотворный газ, водородный газ, водород). Обе группы слов представляют собой переводы французских названий водорода.Изотопы водорода были открыты в 30-x годах текущего столетия и быстро приобрели большое значение в науке и технике. В конце 1931 г. Юри, Брекуэдд и Мэрфи исследовали остаток после длительного выпаривания жидкого водорода и обнаружили в нем тяжелый водород с атомным весом 2. Этот изотоп назвали дейтерием (Deuterium, D) от греч. - другой, второй. Спустя четыре года в воде, подвергнутой длительному электролизу, был обнаружен еще более тяжелый изотоп водорода 3Н, который назвали тритием (Tritium, Т), от греч. - третий.
Написания стихотворения начинается с любви. созданное в конце января 1901 года оно пронизано ожиданием, предчувствием скорой весны, встречи с любимой. той серой петербургской зимой поэт был влюблен в л. д. менделееву, дочь своего друга, но виделись они редко. приличия не позволяли частых свиданий. и только весной, когда семья менделеевых выезжала на дачу, блок мог к ним присоединиться.вестником скорой весны выступает в стихотворении ветер. клочок чистого неба, который блок не видит, но чувствует, что он есть где-то, полон предчувствия перемен, желания увидеть наконец-то чистое небо полное солнца. в лазури нового неба «плакали зимние бури», словно ощущая свой скорый уход. ранние стихотворения поэта пропитаны духом символизма, чрезвычайно распространенного в xx веке направления в искусстве. основной признак этого течения – доходящий до отчаяния пессимизм. это отчетливо слышится в следующих строках: «плакали зимние бури», «плакали струны мои». к концу произведения тоска поэта рассеивается, пробивается лучик надежды («ветер принес издалёка/звучные песни твои»).в стихотворении блока много недосказанности. автор хочет многое поведать читателю, противоречивые чувства терзают его и не ясности. взять хотя бы следующие образы: «где-то светло и глубоко», «реяли звездные сны» и «робко, темно и глубоко». такая глубокая тоска символизирует невозможность открыться своей любви. и только робкие жесты и «звездные сны» поэт может позволить себе, чтобы не скомпрометировать любимую. силлабо-тоническая система стихосложения в стихотворении компенсирует приблизительные рифмы в первом четверостишии. рифмы последних двух четверостиший – точные. автор внезапно вдыхает «светло и глубоко» первые строчки, позабыв о правилах стихосложения, а затем, опомнившись, дописывает последние две строфы. стихотворение состоит из 3 строф (всего 12 строк). рифмовка в первом четверостишии отсутствует (белый стих). в последних двух – рифмовка перекрестная. стихотворный размер: трехстопный дактиль. в первой и третьей строке каждого четверостишия рифма женская, стопа усечена на один слог. во второй и четвертой – мужская, стопа усечена на два слога. чередование женской и мужской рифмы для столь искушенного в стихосложении автора снова наводит на мысли о некой влюбленной женщине, имя которой любовь дмитриевна менделеева. таким замысловатым способом, случайно или намеренно, в мир пробивается мечта о единении двух сердец. свадьба блока и менделеевой состоялась в 1903 году, но почти до самой церемонии автор не знал - действительно ли он любим. ведь их встречи были редки и мимолетны. в их семейной жизни было много трагических моментов, но символ любви-весны остался с блоком навсегда.