1. (20 )
напишите небольшой рассказ-пересказ отрывка из «повести временных лет» — «подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы претича».
можно печатать.
2.
прочитайте
с.и. стромилов
ломоносов
сонет
в соседстве двух морей, на родине метели,
вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;
снегами полюса он встречен у купели
и пышным севера сияньем озарен.
покинув дом отца, в стране чужой, далеко,
как хлеба, он искал познаний и наук.
он в тайны естества сошел умом глубоко
и первый вырвал нам из лиры стройный звук.
законник языка! ты стоишь поздней славы.
ты первый красоту и дух его постиг,
ты дал ему права, законы и уставы,
хаос его стихий ты жизнию проник,
и, прелестью его украсив величавой,
ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык!
3.
прочитайте стихотворение м.в. ломоносова «случились вместе два астронома в » — научные истины в поэтической форме.
случились вместе два астронома в пиру
и спорили весьма между собой в жару.
один твердил: земля, вертясь, круг солнца ходит;
другой, что солнце все с собой планеты водит:
275
один коперник был, другой слыл птоломей.
тут повар спор решил усмешкою своей.
хозяин спрашивал: «ты звезд теченье знаешь?
скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь? »
он дал такой ответ: «что в том коперник прав,
я правду докажу, на солнце не бывав.
кто видел простака из поваров такова,
которой бы вертел очаг кругом жаркова? »
конец мая или июнь 1761
и дайте развёрнутые ответы на вопросы
можно печатать.
кто такие коперник и птолемей? когда они жили? могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру? (20 )
как вы думаете, почему в стихотворении ломоносова коперник и птолемей встречаются? где они встречаются? (20 )
в чем противоположность взглядов ученых? (20 )
к кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? как повар решает этот спор? (20 )
Возвращаясь из южного путешествия, Пьер навещает своего друга Болконского в его имении Богучарово. Князь Андрей после Аустерлица твёрдо решил нигде не служить. Все его заботы замыкаются на сыне.
Пьер замечает "потухший, мёртвый взгляд" своего друга, его отрешённость.
Энтузиазм Пьера, его новые взгляды резко контрастируют со скептическим настроением Болконского. Князь Андрей полагает, что ни школы, ни больницы для крестьян не нужны, а отмена крепостного права нужна не для крестьян, которые привыкли к нему, а для помещиков, потому что их развращает неограниченная власть над другими людьми.
В Богучарово между друзьями происходит важный разговор на пароме. Пьер Безухов нарушает состояние подавленности, пессимизма, вызванные крушением надежд и смертью жены Андрея. Пьер слышит из уст князя слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения, он устремлен мыслью к вечному: "На земле...нет правды; но в мире...есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно дети всего мира". Вот как теперь представляет он себе цель жизни: "Надо жить, надо любить, надо верить". Эти слова поразили и оставили глубокий след в душе князя Андрея. Медленно, начинается его духовное возрождение. Впервые после Аустерлица он увидел высокое и вечное небо, и "что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе".
Для Андрея Болконского после встречи с Пьером Безуховым началась новая жизнь.