1.Анализ текста рассказа «Космос …и шмат сала»
1. Каково восприятие жизни больного «русской болезнью» Наума Евстигнеевича?
2. Почему Юрка квартирует у Наума Евстигнеевича?
3. Как Наум относится к квартиранту? Чем Юрка удивляет Наума?
4. Почему Юрка не понимает, зачем старик пьёт, если выпивка ничего, кроме «отравления организма сивушным маслом» , не даёт?
5.Какова главная черта Наума Евстигнеевича?
6. Почему Наум часто спускается в погреб и подолгу задумчиво сидит?
7. А можно ли назвать жадным Юрку?
8.Почему старик любит поговорить?
9. Почему старик долго молчал, когда у Юрки в сердцах вырвались слова о кулацком уклоне?
10.Как вы думаете, любопытствует или поддразнивает старик Юрку, спрашивая о житье-бытье в мире?
11. Нужно ли человеку долго жить, по мнению Наума?
А как вы считаете?
12. О чём спорят герои?
13. Ради чего живёт Наум? А Юрка?
14.А как думаете вы, должен жить человек?
15.Почему история про академика Павлова заинтересовала Наума?
16.Что заставило Наума угостить Юрку салом?
17. Какое отношение к героям у вас сложилось?
18. Как к героям относится автор?
После этой истории Вася долго горевал по Марусе и скучал по Валеку. Но годы. Вася окончил гимназию, поступил в университет. Была у Васи мечта: стать врачом и найти лечить болезнь, от которой когда-то умерла его маленькая подруга. Вася долго учился на медицинском факультете, а потом пошел работать в больницу для бедных. Он был очень хорошим врачом, его уважали коллеги и любили пациенты.
При больнице была аптека, в которой готовили лекарства для больных. Как-то раз доктору понадобились лекарства, и он зашел туда сам. Неожиданно он увидел там старого друга Валека. Валек был в белом халате и что-то толок в ступке. Оказывается, он уже давно работал там аптекаря.
Вечером друзья долго разговаривали и рассказывали друг другу о своей жизни. После смерти сестренки Валек с Тыбурцием осели в соседнем городке. денег, которые дал им судья, Тыбурцию хватило, чтобы снять жилье и найти работу. Валек пошел учиться в реальное училище. Потом он решил стать аптекарем, потому что хотел научиться готовить лекарства. И вот теперь Валек - уважаемый человек, скорее всего сменит аптекаря, когда тот выйдет в отставку. Дочка аптекаря теперь его жена. Женился и Тыбурций, дочка у него растет. Марусей зовут. "В общем, жизнь удалась..." - закончил свой рассказ Валек.
Лермонтов набросал портрет, состоящий не из пороков, а из противоречий. А главное, дал понять, что ту жажду, которой страдает этот человек, не утолить из колодца с минеральной водой. Губительный для всех, кроме самого себя, П. подобен пушкинскому анчару. Его трудно представить среди желтеющей нивы, в русском пейзаже. Он все больше где-то на востоке — Кавказ, Персия.
С теплотой в голосе рассказывает Максим Максимыч автору о своей первой встрече с
Григорием Александровичем: "Он был такой тоненький, бледненький, мундир был на нем такой новенький."
"Моя душа испорчена светом, воображение, беспокойное сердце ненасытное" - признается он Максим Максимычу.
Он не верит в дружбу, потому что "из двух друзей всегда один раб другого".
По его определению, счастье — это "насыщенная гордость". Это изначально
неверное утверждение толкает его к бешеной погоне за "приманками страстей", которая, по сути, и составляет смысл его жизни.
Он задает себе мучительный вопрос:"Зачем я жил? Для какой цели я родился?"
Печорин видит себя овладевающим чужой душой, и это приносит ему наслаждение, мечта о господстве над человеком, пусть всего лишь слабой женщиной, лелеет его душу.
«Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы; полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов; душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит; она проникается своей собственной жизнью, - лелеет и наказывает себя, как любимого ребенка. Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие Божие», - рассуждает Печорин.