1. Автор и название стихотворения. 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 3. Общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская лирика…). 5. Тема, идея стихотворения. 6. Средства выразительности (эпитет, метафора, олицетворение и т.д.)
стихотворение "На дне моей жизни" Твардовский
представьте ситуацию. двое искренне считали себя лучшими друзьями. ну вот прямо не разлей вода, с самой школы (а может, даже с детского сада). было много поводов проверить дружбу на прочность: и перед родителями и учителями друг друга прикрывали, и контрольные давали списывать, и что пострашнее бывало — ну там, драки в темной подворотне, когда хочется сбежать, но нельзя, потому что друга подставишь. все были уверены, что это дружба на века. даже женщины не смогли ее разрушить. сначала в одних и тех же девушек влюблялись, но вели себя благородно — либо оба отступали, либо делали выбор между девушкой и другом, не обижаясь друг на друга. а потом, когда жены ссорились, в бабьих дрязгах не участвовали, старались быть выше. но вот оказалось, что разрушить такие крепкие отношения все же можно, если вмешается презренный металл — вот что разрушает дружбу по настоящему!
один из друзей начинает стремительно богатеть. другой по-прежнему живет скромно. все происходит не сразу, исподволь — сначала у богатого появляются новые друзья, новый круг общения: «нужные» люди, деловые контакты. а как иначе? бремя успешного человека в том числе состоит в том, что дружишь не с кем хочешь, а с кем надо. дальше — больше. если раньше вместе ездили отдыхать, то теперь один летит на мальдивы, другой едет на шесть соток копать картошку. ну и проблемы, конечно, разные — помните пословицу про щи и бриллианты? это как раз про них, про двух друзей, точнее бывших друзей, которых разделили две непреодолимые силы, два злейших врага дружбы и человеческих отношений вообще — деньги и, что греха таить, зависть. так и получается, что друг познается в удаче, а не в беде.