1. Автор и название стихотворения. 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)
3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
Тема стихотворения:
- пейзаж;
- общественно-политическая;
- любовная/интимная;
- философская.
Сюжет:
- есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
- без сюжета: образы чувств (...).
4. Художественные средства, с которых созданы эти образы:
Какую лексику использует автор:
- бытовую, повседневную
- литературную, книжную
- публицистическую
- архаизмы, устаревшие слова
5. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок").
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
акцентный стих;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест;
верлибр (свободный или белый стих);
'_ _ _ дактиль;
дольник;
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрёстная;
абба - кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
- определить своеобразие и активность использования тропов.
Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
- аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
- гипербола - художественное преувеличение;
- ирония - скрытая насмешка;
- литота - художественное преуменьшение;
- метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
- олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
- паралеллизм;
- сравнение;
- эпитет - художественное определение.
7. Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
- антитеза/противопоставление;
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- повторы/рефрен;
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
8. Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи.
- аллитерация - повторение одинаковых согласных;
- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
- ассонанс - повторение гласных;
- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
9. Образ лирического героя, авторское "Я".
- сам автор,
- рассказ от лица персонажа,
- автор играет какую-то роль.
10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, , роман в стихах, песня, сонет и т.д.
у вани зубова отец сильно болел. его лечил знахарь гундосый. от лекарств
знахаря отец умер. мать вани дарья послала ваню в сибирь с надеждой получить
там землю. мать
дала ване на дорогу хлеба, луку, кусок старого сала
и проводила
на узкоколейку до станции пилево. ваня добрался до
владивостока. там он устроился кочегаром в китайскую прачечную. потом несколько
лет плавал кочегаром на пароходе. однажды пароход пришел к берегам австралии.
здесь ваню одолела тоска. он ушел с парахода и устроился рабочим на сахарную
плантацию. там надсмотрщики издевались над рабочими. ваня не стерпел и ушел с
плантации искать счастья. в это время в россии произошла революция. ваня начал жадно читать газеты. он думал о революции
по ночам. неужели на родине, уже людям богатые земли? через месяц он уехал в батавию, а оттуда - то зайцем, то палубным
пассажиром, то гальюнщиком он добрался
до лондона. в лондоне его взяли на советский теплоход и в россию. в пилеве ваня поступил
машиниста на узкоколейную железную дорогу. его мать давно умерла. в их старой избе жила теперь тетка василиса. вася познакомился с её дочерью – зиной. зина училась в москве. ваня подарил ей цветы.
в австралию своему другу бобу он послал
письмо, вложив в него красный кленовый листок.
у вани зубова отец сильно болел. его лечил знахарь гундосый. от лекарств
знахаря отец умер. мать вани дарья послала ваню в сибирь с надеждой получить
там землю. мать
дала ване на дорогу хлеба, луку, кусок старого сала
и проводила
на узкоколейку до станции пилево. ваня добрался до
владивостока. там он устроился кочегаром в китайскую прачечную. потом несколько
лет плавал кочегаром на пароходе. однажды пароход пришел к берегам австралии.
здесь ваню одолела тоска. он ушел с парахода и устроился рабочим на сахарную
плантацию. там надсмотрщики издевались над рабочими. ваня не стерпел и ушел с
плантации искать счастья. в это время в россии произошла революция. ваня начал жадно читать газеты. он думал о революции
по ночам. неужели на родине, уже людям богатые земли? через месяц он уехал в батавию, а оттуда - то зайцем, то палубным
пассажиром, то гальюнщиком он добрался
до лондона. в лондоне его взяли на советский теплоход и в россию. в пилеве ваня поступил
машиниста на узкоколейную железную дорогу. его мать давно умерла. в их старой избе жила теперь тетка василиса. вася познакомился с её дочерью – зиной. зина училась в москве. ваня подарил ей цветы.
в австралию своему другу бобу он послал
письмо, вложив в него красный кленовый листок.