1. «Бозша торғай» әңгімесінің үзіндісін мұқият оқы. Оқиға қалай
аяқталады деп ойлайсың? Жалғастырып жаз.
Бозша торғай
Ерте тұрған Омар атай үй сыртындағы бақшаны аралап келе жаты. Түні
бойы жаңбыр жауған жер сыз Омар атай бір топ жусанның ығында бүрісіп
отырған кішкентай құсты көрді. Ұшуға жарап қалған бозторғайдың балапаны
екен. Өзіне әбден жаңбыр еткен Еш қанаты салбырап, дір-дір етеді.
Балапан Омар атайта жасқана қарады Салбыраған қанатын сүйретіп
кашак болды. Бірақ
Оқыцыя.
2. Іәтінді түсініп оқы. Тапсырмаларды орында.
Бұлбұлдан ұят болар
Жексенбі күні Марап мен Айжан орманға барды Органды тамашалап,
біраз серуендеді. Олар демалуға отырды Дорбаларынан нан, май, жұмыртқа
шығарып, тамақтана бастады.
Кенет жакын маңнан бұлбұл сайрады. Қыздар бұлбұлдың әнін қызыға
Тындады. Кетер кезде Тара тамак Калдықтарын бұтаның астына тастай
салды. АІЖан наннѣң қокымы мен жоғыртқаның қабығын қағазға орап,
дорбасына салды.
Сен қоқысты неге дорбаңа салдың? Іастай сал, ешкі көрмейді ғой, – деді
Марал
Брioұлдан ұят болар, — деді Айжан.
1) АМәтінге сүйеніп, берілген сөйлемдердің ретін анықта және нәпірле
(1,2,3,4).
Реті
Сөйлемдер
Жақын маңнан бұлбұл сайрады.
ЛІарал мен Анжан орманға барлы.
Қыздар бұлбұлдың әнін қызыға тыңдады
Дорбаларынан нан, ман жұмыртқа шығарып,
тамақтана бастады сделать соч
проанализировать звуковой строй стихотворения К.Д. Бальмонта "Песня без слов". Как звуковая организация выражению авторской мысли?
Бальмонт стоял у истоков русского символизма и стремился к тому, чтобы смысл поэтического произведения рождался через музыку. Этого можно было достичь, лишь работая над фонетикой стихотворения, тщательном отбирая слова с определёнными звуками. Благодаря такой кропотливой работе, родились стихотворения, отличающиеся изысканной звукописью.
И в этом стихотворении Бальмонту тоже удалось добиться неподражаемого мелодического звучания. Чтобы в этом убедиться, обратим внимание на первую строфу:
Ландыши, лютики, ласки любовные.
Ласточки лепет. Лобзанье лучей.
Лес зеленеющий. Луг расцветающий.
Светлый свободный журчащий ручей.
При обилия буквы «Л» в словах поэту удается передать состояние неги. Эта же нега чувствуется в строке из последнего четверостишия, в трёх словах которой из четырёх тоже есть буква «Л»: Полной Луны переменчивый лик.
Во втором четверостишии мы слышим иные звуки:
Новый восторг воскресает для жителей
Сказочной светлой свободной страны...
В этих стихах многократно повторяющийся глухой звук «С» создаёт нежный шелест листьев и трав.
Подобрать по три примера аллитерации, ассонанса, звукоподражания и звукописи из художественной литературы.
1. Аллитерация - повтор согласного или группы согласных с целью усиления образности и выразительности художественной речи.
Из бледного бокала
Блаженство допивал. (К. Бальмонт)
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой... (А.С. Пушкин)
Полночной порой в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К.Д. Бальмонт)
2. Ассонанс – это литературный прием, который заключается в повторении отдельных гласных звуков или их сочетаний.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут. (М.Ю. Лермонтов)
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта! (А.А. Блок)
По небу голубому
Проехал грохот грома... (С.Я. Маршак)
3. Звукоподражание – это слова, имитирующие звуки внешнего мира. Цель звукоподражания – средствами фоники создать у читателя эффект «звукового присутствия».
Волны скачут лата-тах!
Волны скачут а-ца-ца! (В. Хлебников)
Еду, еду в чистом поле,
Колокольчик динь-динь-динь...
А внизу, в подполье, с обеих сторон по голому телу розгами – чик, чик, чик... (Д.С. Мережковский)
4. Звукопись – повторение похожих звуковых сочетаний в художественной речи; комплекс приёмов, усиливающих звуковую выразительность речи; это звуковые повторы, воспроизводящие звучащую картину действительности (восклицания людей, крики животных и птиц и т.д.).
Или кто вспомнил утраты,
Вешнюю вспомнил тоску?
И раздается трёхкратно
Ясно и томно: ку-ку. (А.А. Фет)
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод …( А.А. Фет)
Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища. (А.С. Пушкин)
Джордж Плейтен вирішив, що буде програмістом. Але його оголосили непридатним до машинного навчання. Джордж потрапляє у притулок для недоумків, де він вчиться традиційними методами.
Звідти він тікає, зрозумівши, що він цілком нормальна людина, і потрапляє на олімпіаду. Його спіймали та повернули назад у притулок, де він продовжує своє навчання. Тоді він остаточно усвідомлює, що він - один з небагатьох людей, що зберегли здатність самостійно мислити, і це сталося завдяки традиційним методам навчання у школі.