1. Чем напоминает сказка А. С. Пушкина сказку В. А. Жуков- ского?
2. Послушайте ещё раз диалог нищенки и царевны. Какие осо-
бенности характера персонажей сумел передать актёр в своём
чтении? Попробуйте сами прочитать этот диалог, выражая чув-
ства и настроения участниц разговора.
3. Прочитайте вслух описание яблока («...Оно соку спелого пол-
но...»). Постарайтесь передать чувства царевны, которой так
Понравилось яблоко, что она «не стерпела» и надкусила его.
4. Королевич Елисей трижды обращался с вопросом к силам
природы. Какие чувства, переживания героя слышим мы в го-
лосе чтеца при каждом обращении?
5. Какими средствами звукозаписи передаётся радостное, празд-
ничное настроение в традиционно счастливом конце сказки?
В произведениях, которые литературоведы относят к романтизму и классицизму, уже просматриваются черты реализма. В литературе начала XIX века заметен отход от идеализации действительности и повышенного внимания к чувствам человека. Для реалистических произведений характерно изображение жизни персонажей в социальной среде и глубина понимания общественных процессов, иногда оказывавшаяся глубже, чем у философов того времени.
После 1830 года произошло изменение духовного климата во многих странах Европы. Романтические мечты об идеальном мире сменились верой в торжество разума развитию науки и технического прогресса. В мышлении людей возникают идеи позитивизма, направленные на сбор доказанных фактов для их дальнейшего анализа. Становление личности рассматривается с точки зрения общественных отношений.
Быстрое развитие науки, в том числе социальной, не могло не отразиться на литературе, которая прониклась духом правдивого отображения действительности, основанном на всем богатстве явлений в обществе и окружающем мире. Разнообразие человеческих типажей давало возможность представителям реализма делать героями своих произведений не только выдающихся личностей, но и «маленького человека».
Для понимания законов развития личности и общества рассматриваются те же принципы, что действуют в природе — механизмы естественного отбора. Когда окончательно сложилась буржуазная система, стало понятно, что каждая личность в ней относится к определенной классовой среде и такое романтическое понятие, как свобода, ограничено социальными рамками, поэтому в реализме даже при использовании психологических приемов романтизма человек вписывается в исторически достоверные жизненные условия.
Основой мировоззрения и художественным методом писателей-реалистов стал историзм. В они искали ответы на актуальные вопросы настоящего времени и осмысливали будущее воздействие современных событий на дальнейшее историческое развитие.
Сергей, мальчик из образцовой семьи, каждый день получал письма от родителей, уехавших в командировку. Его звали так же как и отца, поэтому получив однажды утром два письма, подумал, что оба ему и прочел письмо Нины Георгиевны.
Нина Георгиевна была очень мягким и добрым человеком отдавать себя целиком любимому делу. А любила она свою работу невропатолога и детей.
Она признавала за каждым право самому выбирать жизненный путь, принимать решения. Она любила и уважала каждого человека, с которым ее сводили судьба.
Нина Георгиевна потеряла мужа, Сережиного отца, выходив его после контузии на войне. Потом от нее ушел приемный сын Шурик, нашедший своих настоящих родителей.
Женщина смогла понять выбор каждого, отпустить и жить дальше, раздавая свою любовь детям и пациентам.
Нина Георгиевна старела, слабело ее здоровье. Сереже стало жаль ее. Но еще он уловил в отце и Шурике общий стержень, желание жить правильно. А он хотел отблагодарить добрую женщину за все, что она дала людям. За все, чему она научила отца, Шурика и Сергея.