1. Чем похожи Левко и Ганна? Можно ли сказать, что они созданы друг для друга? 2. Реальна или сказочна любовь героев? Что омрачает эту любовь?
3. Какой пейзаж вызывает тревогу за дальнейшую судьбу влюблённых?
4. Какую тайну хранит старый пруд?
5. Расскажите историю панночки-утопленницы. Виноват ли сотник в гибели своей дочери? Почему он не смог разглядеть черноту души своей молодой жены?
И вот, поведав нам о лесной герани, она самодовольно улыбнулась и сказала:
- А знаете, сейчас сезон, когда созревает земляника. Но в этом лесу ее не так просто найти. Но если найдешь одну, то за ней будет целая поляна ягод! Но вы не сможете отыскать ее сами. А я уже устала. В следующий раз...
- Звучит как вызов! - перебил ее я.
Все засмеялись, но через пять секунд мы бросились в разные стороны искать землянику.
Я так развеселился, что бежал по лесу через кусты, вглядываясь в траву и ища красные капельки ягод земляники среди зелени. Но вдруг я споткнулся о ветку и упал. Сильно упал, проехался по траве, да так, что испачкал бриджи зеленым соком и грязью, и отбил себе обе коленки. Все мое приподнятое настроение сразу улетучилось. Из царапин пошла кровь, и я грустно смотрел на испорченные новые бриджи. "Надо вернуться к ребятам. Не будут же они смеяться с того, что я не нашел землянику, раз со мной случилось такое" - подумал я.
И в этот момент я понял, что я совершенно не знаю, где ребята, где я, где земляника, сколько уже времени... Я потерялся. Стало страшно. Даже захотелось плакать.
Делать было нечего, я встал и отряхнулся, а затем пошел искать друзей. Начинало темнеть.
Через какое-то время стало очень темно, и мне казалось, что уже несколько часов, и что я никогда уже никого не увижу. Я подумал, что умру от голода, если все-таки не найду землянику. Мне придется приручать животных, что бы они мне выживать. Я построю свой домик из веток, а развлекать себя буду плетением браслетов из стеблей цветов.
- Алеша! - внезапно раздался знакомый голос.
Это были мои друзья. Я сразу же заплакал. Как мне было страшно, но они все-таки меня нашли!
- Алеша, мы тебя весь день искали!
- Что с твоими ногами?
- Мы нашли землянику!
Через полчаса мы уже сидели в теплом доме и уплетали клубнику, а Лиля мне обработать царапины. И в тот момент я не хотел слышать ничего, кроме смеха друзей и рассказов Лили о ветренице лютиковой.
Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование как правило, ведется от первого лица. Чаще всего это друг Мишки, который не может противиться задорному упорству своего товарища. Мишка удивительно активен, он постоянно в действии: «насыпал в кастрюлю крупы», «схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю запихивать», «взял кружку, полез в ведро», «выхватил сковородку из печки»(«Мишкина каша»).
Весь сюжет рассказа о том, как Мишка и Коля, оставшись одни на даче, варили кашу, насыщенюмористическими положениями, смена которых держит читателя в постоянном веселом напряжении. Мишка — фантазер и искатель; он не просто выпутывается из затруднительных обстоятельств, а увлеченно и энергично борется с ними. Юмористические ситуации Носову показать логику мышления и поведения героя. «Действительная причина смешного заключена не во внешних обстоятельствах, а коренится в самих людях, в человеческих характерах» ,— писал Носов.
Художественно достоверно у писателя проникновение в психологию ребенка. Его произведения отражают основные особенности детского восприятия. Совсем не обязательными оказываются развернутые характеристики, прямые и косвенные, для того чтобы зримо возник образ того или иного персонажа. Лаконичный, выразительный диалог, комическая ситуация автору обрисовать характеры ребят. В рассказе «Огородники», например, два друга, чтобы получить в поощрение флажок, всю ночь копали, как им казалось, свой участок огорода. Утром, когда все ребята из лагеря принялись за работу, Мишка с Колей прогуливаются по соседним участкам, посмеиваясь над товарищами. Вдруг они обнаружили, что один участок остался без хозяев:
«— А это чей участок? Совсем мало вскопано, и хозяев нет. Наверно, дрыхнут еще!Я посмотрел:
— Номер 12. Да это ведь наш участок».
Рассказы Н. Носова всегда включают воспитательное начало. Есть оно в рассказе об огурцах, украденных на колхозном огороде («Огурцы»), и о том, как Федя Рыбкин «разучился смеяться на уроках»(«Клякса»), и о дурной привычке учить уроки, включив радио («Федина задача»). Но даже самые «моралистические рассказы» писателя интересны и близки детям, потому что им понять взаимоотношения между людьми.