1. Чем различается настроение в стихотворениях Блока?
2. Каковы мысли и чувства лирического «я» в каждом стихотворении? Каково его отношение к миру природы и человеку в нём?
3. Какую роль играют в стихотворениях звуковые образы?
4. Какова роль глагольной лексики в стихотворениях?
5. Найдите в стихотворениях лексику, обозначающую цвет
и звуки. Объясните её роль.
Ради королевичей Элиза, страдая, в полном молчании сплела из крапивы рубашки, чтобы снять с братьев злые чары.
Положительной героиней является и фея, подсказавшая Элизе, как снять эти чары.
Отрицательными героями в сказке являются мачеха Элизы, прогнавшая её из дома и превратившая её братьев в лебедей, а также объявившей девушку ведьмой архиепископ страны, где Элиза нашла своё счастье, выйдя замуж за короля.
-В 1841 году, пробыв недолго в отпуске в Петербурге, Лермонтов снова едет на Кавказ. Обращаемся к материалам учебника (статья об истории создания стихотворения «Утес») .
После чтения статьи стихотворение «Утес» читает ученик.
-Какие качества, свойства олицетворяют образы тучи и утеса?
ТУЧКА – воплощение легкости, беззаботности, легкомыслия, беспечности (работаем над словом вместе, ищем синонимы) . Тучка какая? (Эпитет «золотая» придает образу привлекательность, подчеркивает красоту.
УТЕС - воплощение мощи, суровости, одиночества, неприступности, неподвижности. Утес – высокая скала. Какой он? ( Эпитет «старый» одухотворяет образ, придает ему основательности, мудрости. Великан – тоже определение, выраженное существительным) .
-Как соотносятся эти образы? (Они противопоставлены. Это определяет невозможность их соединения, усиливает одиночество старого утеса.
-Какой прием использует автор? (антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий) . Подводим итог, озвучиваем все изобразительно – выразительные средства, которые работают в стихотворениях Лермонтова для создания определенного настроения.
Итак, мотив одиночества очень значим в произведениях М. Лермонтова. Мастерство поэта восхищает, стихотворения поражают глубиной переживаемого чувства. На его красивых, но грустных стихотворениях об одиночестве мы учимся сочувствовать и сопереживать.