1. Чем запомнилась повесть Н.В.Гоголя « Ночь перед Рождеством» ?
С какими героями нас знакомит автор вначале?
С какой целью писатель вводит в повествование образы нечистой силы?
( Начинали колядовать и славить Христа с наступлением Рождества, т.е. с появлением самой
яркой звезды, символизирующей рождение Христа. Её, наверное, и пыталась украсть ведьма.
Чёрт же решил украсть месяц, чтобы навредить кузнецу Вакуле)
Какими мы видим ведьму и чёрта?
Что же происходит с героями после вмешательства тёмных сил?
2. Выполните тест.
1. Что такое колядки?
А) песни Б) пироги В) серьги Г) деньги
2. Чего ведьма набрала целый рукав?
А) браслеты Б) звезды В) яблоки Г) шишки
3. Что спрятал черт в карман?
А) трубку Б) хвост В) месяц Г) карты
4. Кого называли, по словам Гоголя, «немцем» на Украине?
А) приезжего из Германии Б) немого человека В) чёрта Г) любого иностранца
5. Какой предмет делал кузнец Вакула для Оксаны и его расписал красными и синими цветами?
А) сундук Б) зеркальце В) бусы Г) шкатулку для драгоценностей
6. Как по-украински башмаки?
А) чиливики Б) чаровики В) черевики Г) чуровики
7. К кому из героев решил зайти Вакула перед тем, как решил утопиться в проруби?
А) к матери Б) к Оксане В) к Пузатому Пацюку
8. Что залетало Пузатому Пацюку прямо в рот?
А) пельмешки Б) вареники В) блины Г) пирожки
9. Кто довёз Вакулу до царицы?
А) чёрт Б) конь В) поезд Г) Пузатый Пацюк
10. Какие чувства были у Вакулы, когда он очутился в царском дворце?
А) страха Б) ненависти В) восхищения Г) презрения
С самого начала стихотворения возникают 2 ключевых образа, противоположных по эмоциональному звучанию.
Первый образ выражен мотивом одиночества. Поэт скорбит о том, что в этот знаменательный день 19 октября, когда все друзья собирались вместе, он остался один. И этот мотив соединяется еще с одним-скорбью о невосполнимых утратах, о тех "чей глас умолк на братской перекличке". Таким образом создается эмоциональное напряжение, и оно все время нарастает благодаря возникающим и переходящим друг в друга лексическим цепочкам.
Например, одиночество передается одним из ключевых образов "пустынной келье", "осенней стужи", "горьких мук" и, наконец, завершается темой "тайного рога" (темой смерти) , следовательно, очень длительной разлукой-"в этом мире разлукой навсегда".
Главным изобразительными изобразительными становятся метафоры ("пустынная келья", "чужих небес любовник беспокойный" "в обители пустынных вьюг и хлада"), и повторяющиеся риторические вопросы ("но многие ль и там из вас пируют? ещё кого не досчитались вы? кто изменил пленительной привычке? ") и столь же риторические обращения ("к друзьям, которых рядом нет").
У меня возникает чувство сострадания к поэту, который этот день проводит в одиночестве, без друзей.
Другой ключевой образ противоположный первому-это неразделимый союз, который с точки зрения поэта "прекрасен.. . неразделим и вечен". Для этой цели используется другой художественный прием противопоставления Царского Села всему миру. Отсюда еще одна лексическая цепочка, создающая сопутствующие образы мира холодного, жестокого, в котором преследуют опальных друзей поэта, и сам он в опале, но им всем Лицей-Отечество, в котором все друзья составляют единую семью. В эту же логическую цепочку входит сама тема поэта и поэзии, поскольку талант поэта сформировался в Лицее. Поэтому все образы соединяются центральным, который можно передать цитатой: "Благослови: да здравствует Лицей! "
Стихотворение построено так, что концовка вновь возвращает читателя к началу. Опять возникает ключевой образ одиночества, затворничества, но все это относится уже к оставшемуся в живых лицейству.
Это стихотворение соотносится со всеми произведениями Пушкина, посвященными этой же теме воспоминаний Лицея и, следовательно, своим друзьям. Например: "Князю А. М. Горчакову", Пущину "Помнишь ли, мой брат по чаще", "Послание Дельвигу" и т. д. Все эти и другие стихотворения объединяются темой дружбы и духовной близости.
В этом отношении взгляды Пушкина никогда не менялись. Он верен был друзьям в самые трагические моменты их жизни. Таково стихотворение, посвященное друзьям-декабристам, то есть "Послание в Сибирь".
Эту же тему дружбы каждый раз по-своему продолжали и другие поэты. У Лермонтова эта тема обретает, чаще всего трагический смысл. В его произведениях поэта-пророка не понимают, изгоняют, а в стихотворении, посвященном современникам, прямо говорится о том, что его поколение не оставит в мире никакого следа, оно заимствовало у предыидущего поколения только ошибки и заблуждения. Таково знаменитое стихотворение "Дума".
Так же эта тема распространена среди зарубежных писателей. Например у Иоганна Гете в стихотворении "Ergo bibamus!" ("А по сему выпьем! ").
1. В города Эллады прибывали персидские послы. Они заявляли:
«Наш повелитель, царь царей, великий царь Дарий, владыка всех людей от
восхода до заката, требует от вас земли и воды...» Над греками нависла
угроза порабощения.
2. Когда персидские послы прибыли в Афины, горожане в гневе убили их,
столкнув со скалы. А спартанцы бросили послов в колодец со словами:
«Там на дне вы найдете достаточно и земли, и воды!»
3. Персам удалось прорвать боевую линию греков в центре. Афиняне
одержали победу над персами.
4. Спартанцы ссылались на старинный обычай, запрещавший им вступать до
полнолуния в поход.