1. Что лежит в основе лирики Ф. И. Тютчева? а) обращение к религиозным образам,
б) созерцание природы,
в) проникновение в духовный противоречивый мир человека.
2. Какое промежуточное состояние природы изобразил Ф. И. Тютчев в стихотворении «Неохотно и несмело…»?
а) переход от лета к зиме,
б) переход от осени к зиме,
в) переход от зимы к весне.
3. Какой прием использует автор при написании строчек: «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля»?
а) сравнение,
б) олицетворение,
в) эпитеты.
4. Какую мысль хочет донести Ф.И. Тютчев до читателей, изображая в одном стихотворении коршуна и человека («С поляны коршун поднялся…»)?
а) мысль о невозможности соединения человека и природы,
б) мысль о невозможности человека подняться в небо,
в) мысль о противоречивости человеческих взаимоотношений.
5. Определите рифмовки в стихотворении Ф.И. Тютчева «Листья».
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели,
Закутавшись, спят.
а) парная,
б) перекрестная,
в) опоясывающая.
6. Укажите название приема?
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет…
а) сравнение,
б) олицетворение,
в) метафора.
7. Укажите название приема?
О буйные ветры,
Скорей, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
а) анафора,
б) повтор,
в) риторический вопрос.
8. Что вынес А.А. Фет из детства?
а) тупость учителей, суровость отца, беззащитность матери,
б) воспоминания о вечерах, проведенных в кругу семьи за чтением сказок,
в) увлекательные занятия иностранными языками, переводами.
9. Как называется изобразительное средство, основанное на скрытом сравнении («Еще майская ночь»)?
Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь…
а) олицетворение,
б) метафора,
в) сравнение.
10. Назовите изобразительное средство («Учись у них - у дуба, у березы…»).
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
а) эпитеты,
б) олицетворения,
в) сравнения.
11. О чем стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога»?
а) о декабристах и их женах,
б) о нелегкой судьбе бедного крестьянства,
в) о тяжелейшем каторжном труде рабочих.
12. Кого в стихотворении «Железная дорога» Н.А. Некрасов называет «царем»?
а) действующую власть,
б) генерала,
в) голод.
13. В стихотворении «Железная дорога» картины природы противопоставлены человеческим отношениям. Как называется прием?
а) антитеза,
б) анафора,
в) аллитерация.
14. Что означают слова: «Божии ратники, мирные дети труда»?
а) тех, кто трудился на железной дороге, уже нет в живых,
б) Бог на стороне тех, кто мирно и честно трудился,
в) рабочие молча и спокойно трудятся на благо Родины.
15. Что думает о народе генерал?
а) народ создавать что-то прекрасное,
б) народ не на честный труд, он ленив,
в) народ не создать ничего прекрасного, он - разрушитель.
16. Какую мысль хочет донести автор до ребенка?
а) именно простой народ создает богатства, которыми гордится страна,
б) народ только тогда добивается результата, когда им управляет сильный и жесткий человек,
в) богатства создаются путем заимствования идей у других государств.
17. Какое значение имеет в стихотворении эпиграф «Разговор в вагоне»? ответ написать полным предложением:
Ваня (в кучерском армячке). Папаша! Кто строи эту дорогу?
Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
2. В стихотворении "Неохотно и несмело" изображен переход от зимы к весне. Это видно по описанию природных явлений и изменениям в окружающей среде, которые происходят в этот период.
3. Автор использует в этих строчках прием олицетворения. Это значит, что он передает свойства одного объекта (солнце, земля) другим объектам (поля, земля), придавая им человеческие качества.
4. Ф. И. Тютчев хочет донести мысль о противоречивости человеческих взаимоотношений. В стихотворении "С поляны коршун поднялся" он сравнивает коршуна и человека, показывая, что они оба живут в своих мирах и не могут понять друг друга.
5. Рифмовка в стихотворении "Листья" является перекрестной. Это значит, что рифмы чередуются через одну строку: аа, бб, вв, гг.
6. В стихотворении "Их тощая зелень" используется прием сравнения. Автор сравнивает зелень сосен и елей с иглами ежа, чтобы передать их тонкость и нежность.
7. В стихотворении "О буйные ветры" используется прием риторического вопроса. Автор обращается к ветрам с просьбой быстро унести их с деревьев.
8. А.А. Фет из детства вынес воспоминания о вечерах, проведенных в кругу семьи за чтением сказок. Это позволяло ему уйти от суровости реального мира и погрузиться в волшебное пространство.
9. Изобразительное средство, основанное на скрытом сравнении в стихотворении "Еще майская ночь" - метафора. Все звезды до единой смотрят в душу, словно они живые существа.
10. В стихотворении "Учись у них - у дуба, у березы" используется изобразительное средство - олицетворение. Душа переболит скорбящая, давая понять, что она способна к самоисцелению.
11. Стихотворение Н.А. Некрасова "Железная дорога" рассказывает о нелегкой судьбе бедного крестьянства. Автор описывает тяжелую работу крестьян при строительстве железной дороги и их страдания.
12. В стихотворении "Железная дорога" Н.А. Некрасов называет "царем" голод. Это указывает на то, что голод является главным угрозой для бедного населения.
13. В стихотворении "Железная дорога" картины природы противопоставлены человеческим отношениям. Этот прием называется антитеза, он используется для создания контраста и подчеркивания проблем и противоречий общества.
14. Слова "Божии ратники, мирные дети труда" означают, что те, кто работал на железной дороге, уже ушли из жизни, но их труд и преданность были благословлены Богом.
15. Генерал в стихотворении думает, что народ не на честный труд, он ленив. Он не верит в способности и потенциал народа, считая его разрушителем.
16. Автор хочет донести мысль, что именно простой народ создает богатства, которыми гордится страна. Он подчеркивает важность и ценность труда обычных людей.
17. В стихотворении "Разговор в вагоне" эпиграф "Ваня (в кучерском армячке). Папаша! Кто строи эту дорогу? Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!" имеет значение для понимания ситуации и передачи повествования о строительстве железной дороги.