1) Докажите, что в строфах о русских поэтах выдержаны особенности их стиля. На какие произведения этих поэтов намекает Евтушенко? Приведите примеры скрытых цитат, смысловых, лексических, синтаксических, интонационных параллелей.
2) Найдите метафоры, сравнения, повторы. Прокомментируйте их роль в тексте. Какие рифмы и неологизмы кажутся вам неожиданными, новаторскими? Почему?
Молитва перед поэмой
Поэт в России — больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.
Поэт в ней — образ века своего
и будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
итог всему, что было до него.
Сумею ли? Культуры не хватает…
Нахватанность пророчеств не сулит…
Но дух России надо мной витает
и дерзновенно пробовать велит.
И, на колени тихо становясь,
готовый и для смерти, и победы смиренно у вас,
великие российские поэты…
Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
свою раскованную речь,
свою пленительную участь —
как бы шаля, глаголом жечь.
Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,
своей презрительности яд
и келью замкнутой души,
где дышит, скрытая в тиши,
недоброты твоей сестра —
лампада тайного добра.
Дай, Некрасов, уняв мою резвость,
боль иссеченной музы твоей —
у парадных подъездов и рельсов
и в лесов и полей.
Дай твоей неизящности силу.
Дай мне подвиг мучительный твой,
чтоб идти, волоча всю Россию,
как бурлаки идут бечевой.
О, дай мне, Блок, туманность вещую
и два кренящихся крыла,
чтобы, тая загадку вечную,
сквозь тело музыка текла.
Дай, Пастернак, смещенье дней,
смущенье веток,
сращенье запахов, теней
с мученьем века,
чтоб слово, садом бормоча,
цвело и зрело,
чтобы вовек твоя свеча
во мне горела.
Есенин, дай на счастье нежность мне
к березкам и лугам, к зверью и людям
и ко всему другому на земле,
что мы с тобой так беззащитно любим.
Дай, Маяковский, мне
глыбастость,
буйство,
бас,
непримиримость грозную к подонкам,
чтоб смог и я,
сквозь время прорубясь,
сказать о нем
товарищам-потомкам…
Відповідь:
Вещи в доме все старые и дряхлые, как и сам дом, который сама Катерина Петровна не зря на-зывает «мемориальным». «…Пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах». В пейзаже и интерьере преобладают серые, угрю-мые цвета, как в описании пасмурной холодной осени, старого, умирающего сада, так и в описа-нии нетопленного ветхого дома. Все это подчеркивает одиночество главной героини и ее осозна-ние того, что ее жизнь, увы, подходит к концу.
Пояснення:
Відповідь:
Вопрос слишком обширен. Я бы советовала его разбить хотя бы на 3 части, по крайней мере письмо для Насти сюда точно "не влезет
1. Какой вы представляете себе Катерину Петровну? Что вы можете рассказать о ее жизни
Катерина Петровна кажется мне маленькой, худенькой, сгорбленной старушкой, укутанной в старинный палантин. На ее худеньком, в морщинах лице еще угадываются следы былой красоты, но выцветшие глаза утратили свою живость и блеск.
2. Обратите внимание на вещи в доме Катерины Петровны. Как они передают душевное состояние героини? Какие цвета преобладают в пейзаже и интерьере?
Вещи в доме все старые и дряхлые, как и сам дом, который сама Катерина Петровна не зря называет «мемориальным». «…Пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах». В пейзаже и интерьере преобладают серые, угрюмые цвета, как в описании пасмурной холодной осени, старого, умирающего сада, так и в описании нетопленного ветхого дома. Все это подчеркивает одиночество главной героини и ее осознание того, что ее жизнь, увы, подходит к концу.
3. Почему Катерина Петровна догадалась, что телеграмма не от дочери? Образ Насти.
Мне кажется, что Катерина Петровна догадалась о поддельной телеграмме, потому что Тихон, желая порадовать умирающую, слишком перестарался с ее текстом. Дочь, которая: « вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово – «мама»», которая приезжала к старухе-матери последний раз три года назад, весточкой от которой долгие годы были лишь скупые и короткие строчки на бланках перевода, и вдруг в телеграмме так вычурно пишет: «Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Лучше всего Настю охарактеризовали ее подопечные художники, не зря они зовут ее скандинавским именем Сольвейг. Автор же описывает ее так: «русые волосы и большие холодные глаза». Такой она и предстает в рассказе: красивая, молодая, напористая, даже в чем-то талантливая, но холодная и жесткая.
4. Что мы узнаем о жизни и работе Насти в Ленинграде?
Цитата: «Настя работала секретарем в Союзе художников…. Устройство выставок, конкурсов – все это проходило через ее руки». Судя по всему, все свое время Настя отдавала только работе, потому что в рас-сказе ни слова не говорится о ее личной жизни, о доме, о детях, о любимом мужчине.
5. Нарисуйте ее словесный портрет.
Высокая, стройная, русоволосая женщина, с тонкими чертами лица и светлыми холодными глазами.
6. Были ли у Насти серьезные причины, чтобы не поехать к матери?
На мой взгляд, серьезных причин, чтобы не поехать к умирающей матери у Насти не было. Даже если ее волновала творческая карьера скульптора Тимофеева, то организовав его выставку, не обязательно было оставаться в Ленинграде до проведения самой выставки.
7. Повлияла ли на Настю неожиданная смерть матери? Другие персонажи.
Смерть матери повлияла на Настю. Я думаю, ей стало стыдно, что она так мало уделяла матери внимания и даже не поспешила к ней, чтобы попрощаться. А еще она поняла, что очень одинока и что никто и никогда не любил ее так, как мать. Смерть и похороны Катерины Петровны заставили задуматься также сельскую учительницу.
Пояснення: