1. Единство мира и философия природы в лирике Ф.Тютчева ( одно стихотворение наизусть). 2. Социальные истоки бунта Раскольникова.(По роману "Преступление и наказание).
А. с. пушкин написал роман «дубровский», основой для которого послужила реальная , рассказанная его другом п. в. нащокиным. судьба владимира дубровского непроста. он сын поручика гвардии, рано оставшийся без матери. с детства воспитывался в кадетском училище. однажды молодому корнету приходит известие о том, что отец его тяжко болен, а их родовое имение переходит во владение троекурову, для которого крестьяне были всего лишь рабами, с которыми можно обходиться, как заблагорассудится. владимир же, напротив, исполнен дворянской чести и достоинства, а к крепостным относится по-человечески. получив отпуск, молодой дубровский мчится домой к отцу, однако вскоре после его приезда тот умирает. чтобы родной дом не достался врагу, владимир его поджигает. крепостные, не пожелавшие переходить к троекурову, уходят за дубровским в лес. чтобы их прокормить, дворянину приходится стать разбойником. неудивительно, что он мечтает о мести, но пока ждет удобного момента, влюбляется в машу - дочку троекурова. любовь заставляет его отказаться от своих планов. однако все усугубляется тем, что машу насильно замуж за пожилого князя. дубровский всячески старается спасти девушку от этого замужества, но ему это не удается. люди дубровского окружают машину карету во время переезда в имение мужа, но она отказывается от его , объясняя свое решение данной клятвой. спустя какое-то время отряд дубровского попытались окружить власти, но, к счастью, безуспешно. после этого он распускает банду и уезжает за границу. думаю, эта повесть заставляет задуматься, но не о любви, а о понимании чести, благородства, о справедливости и продажном правосудии. ведь романтический налет в произведении скрывает под собой жестокую реальность тех времен. богатый и необремененный честью дворянин мог с легкостью лишить неугодного человека всего. он, как помещик, имел полную власть над крепостными, а также над менее влиятельными соседями.
я думаю, смысл комедии в том, чтобы показать быт москвы того времени, период жизни от екатерины до императора николая. автор хотел показать, кто господствовал в ту эпоху, как люди получали чины и чем они родине. в этом произведении разыгрывается конфликт между старомодными, глупыми, бесполезными людьми и молодым поколением, желающим добиться того, чтобы россия заняла ведущее место в своем развитии.
сам грибоедов приписал горе чацкому от его ума. чацкий — главный герой комедии. у него есть сердце, он честный, искренний. им восхищается горничная лиза, он “чувствителен, и весел, и остер”. он “славно пишет, переводит”, говорит о нем фамусов. чацкий серьезно любит, видя в софии будущую жену. фамусов сразу почувствовал, что с приездом чацкого нарушится привычный уклад жизни, хотя и не знал о его взглядах на жизнь. фамусовское общество представляет собой сплошную ложь и лесть, мир, где царят деньги и безнравственность. чацкий, очутившись в этом обществе, заскучал, потому что он понял, что эти люди льстецы и эгоисты, которые ничего не видят вокруг себя. софия тоже не смогла противостоять окружению своего отца. в свои семнадцать лет девушка “расцвела прелестно”, как говорит о ней пораженный чацкий. может, это и привлекало в софии чацкого. мне кажется, что он начал разочаровываться в любимой, потому что она видит мир испорченным, не понимает его истинного значения. софия не смогла оценить честь и ум чацкого. чацкого терзает мысль, как такая девушка могла полюбить подлеца молчалина, корыстолюбца и подхалима. именно молчалин противопоставлен чацкому как иной тип поведения молодого человека: внешне благоприличный, скромный, но в сущности подлый, подхалимствующий карьерист и лакей. в конце, когда чацкий все узнает, он понимает, что глубоко разочаровался в софии, и уезжает из москвы:
зачем меня надеждой завлекали?
зачем мне прямо не сказали,
что все прошедшее вы обратили в прах? !
комедия оканчивается видимым поражением чацкого, бегством его из москвы. смысл комедии, я полагаю, и в том, что чацкий, несмотря на свои поражения и душевные муки, не отступил от своей мечты и идеала. другой одной из главных проблем комедии грибоедова "горе от ума" можно назвать столкновение двух поколений - поколения века минувшего и поколения века нынешнего. первое поколение крайне консервативно в самом неблагоприятном смысле этого слова. фамусовское общество отказывается принимать хоть что-то новое (это слова фамусова: "не то чтоб новизны вводили, - никогда, спаси нас боже! "). при этом перемены в этом обществе крайне необходимы: чинопочитание, раболепство, постоянная бессмысленная праздная кутерьма, отношение к службе как к чему-то несерьезному стали считаться естественными для власть имущих.
представителем совсем другого общества является чацкий. идеалы чацкого - свобода суждений и мнений, служба ради стремления к знаниям и родине, а не чинов и званий. новое, прогрессивное поколение, к которому относится чацкий, крайне недовольно сложившимся состоянием дел. таким просвещенным людям было бы в радость служить, да "прислуживаться тошно". в итоге продвинутым личностям остается быть изгоями, их клеймят мятежниками и преступниками - ведь поколение старое, черпающее суждения "из забытых газет времен очаковских", безумно боится каких-то перемен, способных ухудшить их положение, добытое обманом, связями. также представители прогрессивного общества против бессердечного отношения к несчастным крепостным, в то время как старики считают нормальным издевательства над слугами. естественно, столь резкие и многочисленные противоречия не могли не вызвать серьезного конфликта. в данном произведении конфликт между поколениями еще и вляется конфликтом между старым и новым, упадком знаний и просвещением, раболепством и привычкой заискиваться и свободой мышления, сохранением чувства собственного достоинства как одной из высших ценностей.
я думаю, смысл комедии в том, чтобы показать быт москвы того времени, период жизни от екатерины до императора николая. автор хотел показать, кто господствовал в ту эпоху, как люди получали чины и чем они родине. в этом произведении разыгрывается конфликт между старомодными, глупыми, бесполезными людьми и молодым поколением, желающим добиться того, чтобы россия заняла ведущее место в своем развитии.
сам грибоедов приписал горе чацкому от его ума. чацкий — главный герой комедии. у него есть сердце, он честный, искренний. им восхищается горничная лиза, он “чувствителен, и весел, и остер”. он “славно пишет, переводит”, говорит о нем фамусов. чацкий серьезно любит, видя в софии будущую жену. фамусов сразу почувствовал, что с приездом чацкого нарушится привычный уклад жизни, хотя и не знал о его взглядах на жизнь. фамусовское общество представляет собой сплошную ложь и лесть, мир, где царят деньги и безнравственность. чацкий, очутившись в этом обществе, заскучал, потому что он понял, что эти люди льстецы и эгоисты, которые ничего не видят вокруг себя. софия тоже не смогла противостоять окружению своего отца. в свои семнадцать лет девушка “расцвела прелестно”, как говорит о ней пораженный чацкий. может, это и привлекало в софии чацкого. мне кажется, что он начал разочаровываться в любимой, потому что она видит мир испорченным, не понимает его истинного значения. софия не смогла оценить честь и ум чацкого. чацкого терзает мысль, как такая девушка могла полюбить подлеца молчалина, корыстолюбца и подхалима. именно молчалин противопоставлен чацкому как иной тип поведения молодого человека: внешне благоприличный, скромный, но в сущности подлый, подхалимствующий карьерист и лакей. в конце, когда чацкий все узнает, он понимает, что глубоко разочаровался в софии, и уезжает из москвы:
зачем меня надеждой завлекали?
зачем мне прямо не сказали,
что все прошедшее вы обратили в прах? !
комедия оканчивается видимым поражением чацкого, бегством его из москвы. смысл комедии, я полагаю, и в том, что чацкий, несмотря на свои поражения и душевные муки, не отступил от своей мечты и идеала. другой одной из главных проблем комедии грибоедова "горе от ума" можно назвать столкновение двух поколений - поколения века минувшего и поколения века нынешнего. первое поколение крайне консервативно в самом неблагоприятном смысле этого слова. фамусовское общество отказывается принимать хоть что-то новое (это слова фамусова: "не то чтоб новизны вводили, - никогда, спаси нас боже! "). при этом перемены в этом обществе крайне необходимы: чинопочитание, раболепство, постоянная бессмысленная праздная кутерьма, отношение к службе как к чему-то несерьезному стали считаться естественными для власть имущих.
представителем совсем другого общества является чацкий. идеалы чацкого - свобода суждений и мнений, служба ради стремления к знаниям и родине, а не чинов и званий. новое, прогрессивное поколение, к которому относится чацкий, крайне недовольно сложившимся состоянием дел. таким просвещенным людям было бы в радость служить, да "прислуживаться тошно". в итоге продвинутым личностям остается быть изгоями, их клеймят мятежниками и преступниками - ведь поколение старое, черпающее суждения "из забытых газет времен очаковских", безумно боится каких-то перемен, способных ухудшить их положение, добытое обманом, связями. также представители прогрессивного общества против бессердечного отношения к несчастным крепостным, в то время как старики считают нормальным издевательства над слугами. естественно, столь резкие и многочисленные противоречия не могли не вызвать серьезного конфликта. в данном произведении конфликт между поколениями еще и вляется конфликтом между старым и новым, упадком знаний и просвещением, раболепством и привычкой заискиваться и свободой мышления, сохранением чувства собственного достоинства как одной из высших ценностей.