1.Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» взят из: былин
Библии
древнерусских летописей
2.Что подразумевается под выбранным Лермонтовым эпиграфом: “Вкушая, вкусих мало меда и се аз умираю”:
нарушенный Мцыри запрет и его желание получить от жизни большее
смерть Мцыри от голода во время поста
выбранный Мцыри путь монашества
3. Определите жанр произведения.
поэма-исповедь
притча
4. Смысл эпиграфа заключается в:
восстании против судьбы, против Бога
раскаянии, безнадежном смирение
защите права человека на свободу
5.Что можно назвать символом свободы в поэме:
Кавказ
девушку – грузинку
барса
6. Мцыри с грузинского переводится как:
послушник
барс
воин
7.Вставьте пропущенное слово:
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был
дом
храм
монастырь
8.Вставьте пропущенное слово:
! Я слышал много раз,
Что ты меня от смерти ….
отец
старик
чернец
9.Какой момент в сюжете поэмы является кульминационным:
побег из монастыря
бой с барсом
встречу с грузинкой
10.Укажите тему произведения:
показать Грузии
рассказать о жизни в монастыре
показать красоту человека, готового умереть за свободу - рассказать о жизни молодого человека
11.Что понял для себя Мцыри во время трёхдневных скитаний?
что зря он покинул монастырь, где жил в безопасности
человек создан, чтобы быть свободным, он не должен жить в неволе
главная забота человека – быть ближе к Богу, значит, чтобы стать счастливым, надо вернуться в монастырь
12.Местом действия в произведении выбран Кавказ, потому что:
поэт любуется красотой Кавказа
могучая природа Кавказа сродни мятежной натуре Мцыри
природа гор Кавказа противопоставляется мятежному Мцыри
13.В исповеди Мцыри звучит:
смирение, покаяние
грусть, размышления, но без раскаяния
призыв отказаться от бесплодной борьбы
14.Выберите вариант ответа, который дополнит отрывок:
И я, как жил, в земле
Умру рабом и сиротой.
сырой
родной
чужой
15.Какой вариант ответа будет относится к романтизму?
бурная, неистовая природа
введение сна героя в сюжет поэмы
герой одинок и не понят миром
мотив борьбы, мятежа
культ разума
конфликт мечты и реальности
16.Какова последняя Мцыри?
отпустить ему все грехи
похоронить вне монастыря, в саду, откуда виден Кавказ
похоронить его на Родине
17.С каким природным явлением испытывает родство Мцыри?
с ночью как выражением умиротворения
с грозой как символом порыва, буйства
с солнечным днем как символом счастливой жизни
18.Почему погиб Мцыри?
от ран, полученных после боя с барсом
жизнь обрекала Мцыри снова на рабство, но он считал, что лучше гибель, чем смирение и покорность судьбе
Мцыри был силён только духовно, а физически слаб, побег же отобрал у героя все жизненные силы
19.Мцыри перед смертью сожалеет:
его тяготит невольное клятвопреступление: он так и не добрался до родных мест
он боится смерти и ада
его печалит то, что монах не в силах понять его исповедь
20.Написанию поэмы “Мцыри это событие:
во время ссылки Лермонтова на Кавказ сослуживец рассказал ему старинное грузинское предание
сюжет рассказала Лермонтову его бабушка
на Военно-Грузинской дороге Лермонтов познакомился с монахом, рассказавшем ему историю своей жизни
В стихотворении поэта «Приход весны» передано особое воодушевление лирического героя, настроение тихой радости от сознания того, что наступила весна, время года, когда в природе всё заново рождается, оживает. Приход весны ассоциируется у лирика с зелёной нивой, лепетом рощи, говором первого жаворонка, тёплым дождем. Представленная перед читателем поэтическая картина проста и великолепна:
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Тёплый дождь, сверканье вод...
Используемые олицетворения: «рощи лепет», «жаворонка трепет», «сверканье вод» — передают звуки весны. Приходит на смену зиме весна, просыпается природа и вместе с ней оживает душа лирического героя. В лирическом стихотворении создается атмосфера безмятежной красоты, разлитой в природе. Риторические вопросы в финальной части произведения придают глубину художественным образам:
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
Стихотворение написано четырехстопным хореем, благодаря которому передается весёлый настрой лирического героя.
Поэтическое произведение В.А. Жуковского «Приход весны» передает отношение поэта к неброской, простой, но одухотворенной русской природе.
Короткое стихотворение «Приход весны» создано Жуковским в 1831 году. Его первая публикация состоялась гораздо позже — примерно через сорок лет. Миниатюру напечатал историко-литературный журнал «Русский архив». Произведение представляет собой вольный перевод стихотворения «Lob des Fr?hlings», принадлежащего перу немецкого поэта, видного представителя «швабской школы» романтизма Людвига Уланда. В России он наибольшей популярностью пользовался в девятнадцатом столетии. Переводами его лирики занимался не только Жуковский, но и другие видные поэты эпохи, в частности, Тютчев и Фет. Причем Василий Андреевич к творчеству Уланда обращался не раз. Первые значительные переводы стихотворений немецкого романтика относятся к 1816 году — это «Сон», «Песня бедняка», «Счастие во сне».
«Приход весны» можно условно разделить на две части. В первых трех строках Жуковский описывает ключевые признаки весны. При буквально нескольких деталей поэту удается создать полную и яркую картину. Не обязательно обладать богатой фантазией, чтобы ясно представить себе описанный Василием Андреевичем пейзаж. Жуковский намеренно отказывается от использования сложносочиненных средств художественной выразительности, ставя во главу угла простоту и ясность мысли. Вторая часть произведения — своеобразное объяснение его лаконичности. По мнению поэта, перечисленных им деталей вполне хватает для полноценного описания весны. Есть здесь и еще один важный момент. Приход весны Жуковский называет жизнью души. Такое сравнение характерно для русской пейзажной лирики девятнадцатого века. Весна считалась временем пробуждения не только природы, но и человеческой души. Наступление теплых дней становилось символом духовного перерождения.
Жуковский считается основоположником русского романтизма. По мнению литературного и театрального критика Виссариона Белинского, он дал нашей поэзии «душу и сердце». Действительно, появление русскоязычной психологической лирики — во многом заслуга Василия Андреевича. «Душе и сердцу» непременно находилось место в стихотворениях Жуковского, посвященных описаниям природы. Наиболее точно главная особенность творчества поэта определена в его произведении «Невыразимое». Там говорится, что ключевая задача Василия Андреевича — выразить мимолетные переживания, вызываемые видимыми явлениями.