1. Генрік Ібсен — автор «Лялькового дому»?
а) так б) ні
2. Творцем інтелектуальної драми ХХ ст. вважають Бернарда Шоу?
а) так б) ні
3. Бернард Шоу — автор «Пігмаліона»?
а) так б) ні
4. Виберіть одну правильну відповідь.
У п’єсі «Ляльковий дім» Генріка Ібсена дія відбувається:
а) у сучасній авторові Норвегії
б) у Німеччині
в) в Англії
5. Виберіть одну правильну відповідь.
Одна з головних проблем у драмі Бернарда Шоу «Пігмаліон»:
а) роль жінки в сім’ї
б) психологія шлюбу
в) функціонування мови в державі
6. Виберіть одну правильну відповідь.
П’єса Генріка Ібсена «Ляльковий дім» стала популярною:
а) у ХХ столітті
б) за життя письменника
в) у наш час
7. Установіть відповідність між письменниками й жанрами:
1) Генрік Ібсен
2) Йоганн Вольфганг Гете
3) Бернард Шоу
а) психологічна драма
б) балада
в) драма-дискусія
8. Установіть відповідність між творами та дійовими особами:
1) «Мандри Гуллівера»
2) «Ляльковий дім»
3) «Пігмаліон»
а) професор Гіггінс
б) ліліпути
в) Нора
9. Установіть відповідність між авторами та творами:
1) Генрік Ібсен
2) Бернард Шоу
3) Фрідріх Шиллер
а) ода «До радості»
б) «Ляльковий дім»
в) «Пігмаліон»
10. Чи справедливим є твердження, що Генрік Ібсен і Бернард Шоу
започаткували докорінну перебудову одного з найдавніших родів літератури? Відповідь аргументуйте.
11. У драмі «Пігмаліон» Бернард Шоу порушує важливе питання.
Поясніть, чому ця проблема актуальна і для сучасної України.
12. У чому секрет популярності драми Генріка Ібсена «Ляльковий дім»?
Высоко на светлом Олимпе (1) царит Зевс, окруженный множеством богов... Прекрасные Оры (2) охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом широко раскинулось голубое, бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далекую землю.
Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.
Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом (3). Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, божественно прекрасное лицо Зевса. У трона его - богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая богиня победы Никэ. Вот входит прекрасная, величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену: почетом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа...
Пируют боги... подносят им амврозию и нектар - пищу и напиток богов. Прекрасные хариты и музы (4) услаждают их пением и танцами. Взявшись за руки, водят они хороводы, а боги любуются их легкими движениями и дивной, вечно юной красотой. Веселее становится пир олимпийцев. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.
С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло
"От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы..."
Мцыри жаждет вернуться к самому себе, в естественный для него простой и понятный мир, в родную, близкую природу, противопоставленную чужому миру, где человек может быть угнетен человеком, где подавляется естественное чувство личности. Вот почему в поэме природа занимает такое большое место, являясь своеобразным действующим лицом, активным началом, в котором Мцыри видит и залог возрождения. Оказавшись на воле, юноша ощущает органическое слияние с природой, как бы погружение в нее. Он понимает ее тайный язык:
"Мне было свыше то дано".
И бой с барсом не воспринимается как единоборство с противником, ибо Мцыри ощущает себя частичкой того же самого мира:
"Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков".
В поэме "Мцыри" Лермонтов выразил свои самые сокровенные думы.
Мотив одиночества звучит во многих произведениях Михаила Юрьевича Лермонтова. Не исключение и "Мцыри". Откуда это? В ту эпоху невозможно было преодолеть отчуждение от времени, вернее, от "безвременья". Ощущение одиночества исходит от внутреннего мировоззрения писателя. Он так чувствовал и воспринимал действительность. Поэтому и герои его произведений, такие как Печорин, Арбенин и Мцыри, постоянно испытывали внутреннюю борьбу и одиночество.