Рассказ «кавказский пленник» создан специально для себя. лев толстой работал над ним в 1872 году, упорно добиваясь простоты, естественности повествования. написанный после «войны и мира» , в период острых раздумий писателя о жизни, поисков ее смысла, «кавказский пленник» - тоже своего рода «война и мир» , только для у себя. и здесь, как в большой эпопее, разъединению и вражде людей, «войне» противопоставлено то, что связывает их воедино, - «мир» . и здесь есть своя «мысль народная» - утверждение, что простые люди разных национальностей могут найти взаимопонимание, потому что едины общечеловеческие нравственные ценности- любовь к труду, уважение к человеку, дружба, честность, . и напротив, зло, вражда, эгоизм, своекорыстие по сути своей антинародны и античеловечны. толстой убежден, что самое прекрасное в человеке - это любовь к людям, возможность жить полноценной жизнью. мешают же любви разного рода социальные устои, окостенелые национальные преграды, охраняемые государством и ложные ценности: стремление к чинам, богатству, карьере - все то, что людям кажется привычным и нормальным. поэтому толстой обращается к детям, еще «не испорченным» социальными и национальными ненормальными отношениями. он хочет сказать им правду, научить отличать добро от зла, им следовать добру. он создает произведение, где четко отграничено прекрасное от безобразного, произведение предельно простое и ясное и вместе с тем глубокое и значительное, как притча. здесь нет сложной психологии, герой рассказа сродни капитану тушину, он занят не поисками смысла жизни, а борется за свое освобождение. «этим рассказом толстой гордится. это прекрасная проза - спокойная, никаких украшений в ней нет, и даже нет того, что называется психологическим анализом. сталкиваются людские интересы, и мы сочувствуем жилину - хорошему человеку, и того, что про него знаем, нам достаточно, да и сам он не хочет знать про себя многого» . чтение рассказа увлекает нас. все сочувствуют жилину, презирают костылина, восхищаются диной. эмоциональность восприятия, способность к сопереживанию, вплоть до отождествления себя с любимыми героями, вера в реальность происходящего в рассказе - особенности восприятия произведения, присущие возрасту, из которых надо исходить, сильные стороны которых надо использовать. но читатель должен и развивать нас, обогащать их восприятие, учить проникать в мысли писателя, испытывать эстетическое наслаждение от чтения. надо обратить основное внимание на нравственную проблематику рассказа, чтобы осознать толстовский идеал прекрасного человека. итак, первая учителя - добиться полноценного восприятия произведения. в рассказе «кавказский пленник» толстой хочет сказать главное - правду. рассказ может и должен быть прочитан учителем в классе. напряженность сюжета пробуждает желание узнать, что будет дальше; проникаясь сочувствием к жилину, читатели с нетерпением ждут его освобождения. не стоит разрушать цельность впечатления постановкой вопросов, беседой по ходу чтения, развернутыми комментариями. в рассказе «кавказский пленник» л. толстой решает проблему: могут ли люди жить в мире и дружбе, что их разъединяет и что связывает, можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом? отсюда вытекает вторая проблема: есть ли в человеке такие качества, которые делают возможным единение людей? в каких людях есть эти качества, а в каких - нет и почему? обе эти проблемы не только вполне доступны читателям, но и актуальны для них, потому что в их жизни все большее место начинают занимать отношения дружбы, товарищества. на смену случайным и внешним причинам, соединявшим их в младших классах (живут в одном доме, сидят за одной партой) , теперь приходят новые отношения, все большую роль играют внутренние притягивания, возникает определенный кодекс нравственных ценностей, важнейшими среди которых являются товарищество, равенство, честность, смелость.
Сюжет рассказа и. а. бунина «цифры» основан на описании ссоры между мальчиком и дядей, которая произошла из-за стремления мальчика как можно быстрее узнать цифры и нежелания дяди их показывать именно в этот день. дядя вспоминает об одном дне, когда между ним и племянником произошла ссора. добрый и любящий дядя не стал показывать маленькому племяннику обещанные цифры, не захотел купить ему тетради и карандаши. дяде было лень. ему не хотелось немедленно ехать в город. он вдруг решил стать строгим воспитателем, а не воспитателем-другом. мне было жаль, когда вместо того, чтобы понять, как ребенок воспринимает происходящее, дядя продолжал настаивать, давно уже осознав, что он не прав. и все же дядя любил своего племянника. они помирились, а по прошествии какого-то времени дядя разобрался в собственных ошибках, потому что эта ссора слишком глубоко потрясла его сердце. в этом конфликте между взрослым и ребенком, на мой взгляд, нет однозначно правых и виноватых. взрослые часто забывают, что они тоже были детьми, чт о в детстве многие вещи воспринимаются по-другому. миры взрослых и детей настолько разные, что между ними постоянно возникают неожиданные конфликты, непонимание, неприятные недоразумения. осторожно! большие неприятности ждут 4 знака в 2013 году. слабонервным лучше не смотреть! эта повесть подошла бы к любому времени. дети и взрослые нередко не понимают друг друга. непосредственные, эмоциональные, не умеющие еще сдерживать гнев и радость малыши часто кажутся старшим , беспечными и легкомысленными. я уверена, что подобных конфликтов между взрослыми и детьми будет меньше, а понимания больше, если люди начнут задумываться над тем, что делают, слушать, что говорят, и видеть, какие поступки совершают.