1.Исторические песни- это:
а)народные песни, в которых рассказывается об исторических событиях.
б)Народные песни, в которых рассказывается о жизненных историях.
в)Авторская песня
г)Эстрадная песня
2.Соотнесите понятие и определение.
1)тема
расположение частей,то есть построение произведения
2)ирония
относительно самостоятельная единица действия произведения
3)повесть
скрытая насмешка
4)эпизод
круг жизненных явлений,изображённых в произведении
5)композиция
Один из видов эпического произведения,охватывает больше жизенных явлений ,чем рассказ,и меньше,чем роман.
3.Какой из жанров нельзя отнести к фольклору?
А) сказка б)рассказ в)легенда г) загадка.
4. Назовите жанр произведения «О покорении Сибири Ермаком»:
А)Басня
Б)Сказка
В)Предание
Г)Повесть
5. Соотнесите названия произведений и жанры
А) «После бала» Л.Н.Толстой 1)повесть
Б) Капитанская дочка» А.С.Пушкин 2)поэма
В) «Волк на псарне» И.Крылов 3)рассказ
Г) «Василий Тёркин» А. Твардовский 4)басня
6. Недорослем во времена Фонвизина назывался…:
А) главный герой комедии
Б). подросток 15 – 17 лет
В) ленивый, ограниченный, невежественный человек
Г) дворянин, не получивший образования, не имеющий права служить, жениться.
7.Определите,из какого произведения взят данный фрагмент.
«Между тем годы шли. У Анны Алексеевны было уже двое детей. Когда я приходил к Лугановичам, прислуга улыбалась приветливо, дети кричали, что пришел дядя Павел Константиныч, и вешались мне на шею; все радовались.»
А) Н.С.Лесков «Старый гений»
Б) А.П.Чехов «О любви»
В) А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
8.Определите,из какого произведения взят данный фрагмент.
«Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.»
А) Л.Н.Толстой «После бала»
Б) А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
В) А.П.Платонов «Возвращение»
9.В стихотворении А.Фета «Первый ландыш» выделенное слово является:
Как ты пленителен подарок,
воспламеняющей(выделенное слово) весны!
А)гипербола;
Б)эпитет;
В)литота.
10.Какой подзаголовок у поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин»?
А)книга о бойце
Б)книга про бойца
В)книга о солдате
Г)книга о войне.
11. В главе «О награде» Василий Теркин предстает человеком:
А) тщеславным;
Б) простым, добрым, жизнерадостным.
В) мечтающем о несбыточном.
12. Какое слово надо вставить в отрывок из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?
Ребёнка пленного он вёз.
Тот занемог, не перенёс
Трудов далёкого пути;
Он был, казалось, лет
а) пяти б) шести в) семи
13. Определи автора ,название произведения и героя по описанию:
«Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. Я поднес ему чашку чаю; он отведал и .»
14. Определи автора ,название произведения и героя по описанию:
«… постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов.»
15. В стихотворении «Россия» А.Блока выделенные слова являются:
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
А)метафора
Б)гипербола
В)сравнение.
16. Какое первоначальное название имел рассказ «Возвращение»?
а) «После войны»
б) «Солдат Иванов»
в) «Семья Иванова»
г) «Ивановы».
17.Определите,из какого произведения взят данный фрагмент.
«Сами они жили в одной половине дряхленького домишка, оставшегося от выселенцев, и был у них маленький парнишка-ревун. Бабушка моя, тайком от родителей, по слезной тетки Авдотьи, домовничавшей у наших учителей, три раза заговаривала пупок дитенку, но он все равно орал ночи напролет и, как утверждали сведущие люди, наревел пуп в луковицу величиной.»
А) «Ася» И.Тургенев
Б) «Фотография,на которой меня нет» В.Астафьев
В) «После бала» Л.Тостой.
18. Определите,из какого произведения взят данный фрагмент.
«Бывшему капитану было на вид лет тридцать пять; кожа на лице его, обдутая ветрами и загоревшая на солнце, имела коричневый цвет; серые глаза Иванова глядели на Машу скромно, даже застенчиво, и говорил он хотя и прямо…
А) «Возвращение» А.Платонов
Б) «Василий Тёркин» А.Твардовский
В) «Кавказ» И.Бунин.
19. .Как прозвали автора рассказа «Как я стал писателем» в первом классе гимназии за постоянную болтовню?
а)римский папа;
б) римский оратор
в) говорилка
20. Напишите мини-сочинение (5 -8 предложений) на тему:
«Эта книга научила меня …»
Рассматриваются рассказы «Мальчик у Христа на елке» Ф. Достоевского и «О мальчике и девочке, которые не замерзли» М. Горького. Анализируются сходства и различия на уровне тематики и проблематики, а также принципов поэтики. Основное внимание уделяется построению сюжета, системы образов, трансформации художественного На основании сравнительно-типологического исследования делаются выводы об отражении в рассказах мировоззренческих позиций авторов и об их соотношении. Доказывается, что трансформация художественного особенности сюжета, системы образов и стиля говорят о различиях во взглядах художников, но финалы произведений свидетельствуют о том, что есть и мировоззренческие сходства. Последние связаны с пониманием жизни как диалектической взаимосвязи светлого и тёмного.
Где-то далеко гремят раскаты войны. А здесь, в удаленной деревушке сибирской, тихий зимний вечер. Эхо военных невзгод и сюда докатилось — в домах голодно, стыло и неуютно.
Колокольниковы, как и все семьи вокруг, живут тяжело. Еще бы, кормилец на фронте, мать днями пропадает на работе. Дома только двое детишек в одиночестве остаются — Ваня и Наташа. Но до тоски ли ребятне, ведь у них самая золотая пора — детство, пусть даже и омраченное тенью от мрачного крыла войны.
После школы брат с сестрой забрасывали учебники, и — сразу же во двор к приятелям, где ждали их игры, веселье, драки, как же без них. Ванька Колокольников сам по себе неплохой мальчишка, добрый и отзывчивый. Да и смышлен не по годам, хоть и озорной очень. Если придется, он на все, особенно если товарища надо выручить: сплясать, подраться, схватить мимоходом с кона проигранные деньги.
Но, едва он переступает порог дома, как тут же превращается в старшего брата, который любит в шутку попугать младшую сестренку, немного ее поддразнить. Нет, он, конечно же, опасается, что сестричка нажалуется маме. Но удержаться от подшучиваний он не в силах. Да и сестра очень хорошо может имитировать звучание маминого голоса: «Будешь всю жизнь лоботрясом». Так мама ругает Ваньку, если он не хочет нормально учиться в школе. Но это только кажется, что брат и сестра ссорятся. На самом деле, они нежно друг к другу привязаны. Наташка куклу спать укладывает и напевает невероятно тоскливую и унылую песню, а у Ваньки слезы наворачиваются, не удержать их почти.
Мальчик торопится всегда встретить маму, чтобы донести ей узел. И Наташка прекращает свое нытье, старается тоже уцепиться за узел ей братику своему хочется. Едва только мама шагнет на порог, как в дом возвращается радость и праздник.
Все дела переделаны. Вечереет. Свет делается не такой яркий, как обычно. Как приятно, тихо и спокойно общаться друг с другом. Как замечательно с какой-то тихой радостью слушать рассказы мамы о том, как она провела день, да что случилось с ней, пока домой возвращалась. Такой ритм вечерний заведен мамой: измотанная целым днем работы, она отдыхает в полной мере душой, общаясь со своими детишками.