1.К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль>>?
А. реализм в. сентиментализм Б. классицизм Г. романтизм 2.Какую традицию 18 века нарушил Д.И.Фонвизин
комедии?
А. теория «триединства» В. любовная интрига
в своей
Б. «Говорящие» фамилии Г. односторонность характеристики героев
3.Какой социальный тип не представлен в комедии? А. дворянские
интеллигенты В. столичные вельможи Б. провинциальные помещики Г. крепостные крестьяне
4.Недорослем во времена Фонвизина назывался...: А. главный
герой комедии Б. подросток 15-17 лет В. ленивый, ограниченный, невежественный
человек Г. дворянин, не получивший образования, не имеющий права служить, жениться.
5.Определите темы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»: А. воспитания и образования
В. ЛЮБОВНАЯ Б. обличения невежества Г. борьба с самодержавием 6. Кто является главным учителем Митрофана, чьи уроки
усвоил?
А. Вральман В. Кутейкин Б. Цыфиркин Г. Простакова
он
7. Выберите верное продолжение фразы: Митрофан страшен тем,
что это...
А. неповоротливый лентяй Б. безвредный невежа и обжора В. жестокий, неблагодарный и
бездушный невежда Г. молодой барич, невоспитанный и не желающий
учиться 8. Выберите НЕВЕРНОЕ продолжение фразы: «Недоросль>> - это
первая социально-политическая
комедия, в которой... А. автор высмеял систему дворянского
воспитания и образования Б. показан страшный
в своём невежестве и бездушии человек, «подобный матери>> В. главная идея - необходимость воспитания души Г. автор призывает к отмене
крепостного права. 9. Какой герой - резонёр излагает авторскую программу
распространения Просвещения и борьбы с невежеством, которое Д.И.Фонвизин считает причиной всех
пороков?
А. Стародум В. Милон Б. Простаков Г. Правдин
10.Соотнесите персонажей афоризмами,
произнесёнными:
1. «Не хочу учиться, хочу жениться>> 2. <<То бранюсь, то дерусь; тем и
пьесы
ими
дом держится» 3. «Между свиньями я сам всех умнее> 4. «Тиранствовать никто не
волен>> 5. <<При твоих глазах мои ничего не видят>> 6. <<Вот злонравия достойные плоды!»
А. Правдин Б. Стародум В. Простакова Г. Митрофан Д. Скотинин Простаков
Е.
11.Кто написал о Фонвизине слова: «Сатиры смелой властелин
блистал Фонвизин, друг свободы...>>? 1) Пушкин 2) Гоголь 3) Баратынский 4) Державин12. Где происходит
4) в лесу
действие в комедии «Недоросль»? 1) в деревне 2) в городе 3) в горах
13. Кто учил Митрофана математике? 1) Стародум 2) Цыфиркин 3) Вральман 4) Кутейкин14. Кто из героев комедии автор слов: «Не хочу учиться, хочу жениться»?1) Милон 2) Митрофан 3) Правдин 4) Цыфиркин15. Кто сшил кафтан Митрофану? 1) Простакова 2) Кутейкин 3) Тришка 4) Еремеевна
16. Кто такая Софья? 1) нянька Митрофана 2) служанка 3) племянница Стародума 4) дочь Милона
17. Как обзывает госпожа Простакова Тришку? 1) дурень 2) растяпа 3) лентяй 4) скот
18. Брат Простаковой 1) Стародум 2) Милон 3) Правдин 4) Скотинин 19. Каких птиц уважал Митрофан? 1) голубей 2) сорок 3) грачей 4) воробьёв
20. Куда уехал Стародум? 1) в Сибирь 2) в Питер 3) в Москву 4) в
Горький
21. Кто учил Мирофана грамоте? 1) Вральман 2) Кутейкин 3)
Правдин 4) Еремеевна
22. Национальность Адама Адамовича Вральмана 1) русский 2) немец 3) татарин 4) француз
23. Где родился Правдин? 1) в деревне 2) в Петербурге 3) в Москве 4) в Сибири
24. Чьи слова: «Начинаются чины - перестаëт искренность»?
1) Простакова 2) Правдина 3) Стародума 4) Скотинина 25. Кому служил отец Стародума? 1) Екатерине 2) Александру 3)
Николаю 4) Петру
26. Какого писателя читала книгу Софья? 1) русского 2) английского 3) немецкого 4) французского
К замечательному памятнику русской литературы обратился Александр Порфирьевич Бородин, композитор, более чем кто-либо другой умевший запечатлеть в музыке и дух древности, и «древний русский, богатырский склад» .
Композитор долго искал сюжет для оперы. Но все ему было как-то не по душе. Советовался с друзьями. Не раз обращался к В. В. Стасову. Именно он и натолкнул мысль Бородина на «Слово о полку Игореве» : «тут заключаются все задачи, какие потребны для таланта и художественной натуры Бородина: широкие эпические мотивы, национальность, разнообразнейшие характеры, страстность, драматичность, Восток в многообразнейших его проявлениях» .
Стасов не только подсказал сюжет, но и сам сделал сценарий оперы. Правда, первоначальный сценарий в процессе дальнейшей работы композитор несколько видоизменил, однако основное было сохранено. Стасов опирался не только на «Слово о полку Игореве» . Многое было взято и из старинной «Ипатьевской летописи» ; где тоже рассказывается о походе Игоря. Все это воссоздать в опере колорит эпохи, сохранить историческую достоверность.
А. П. Бородин, создавая музыку и текст либретто оперы, с подлинно научной серьезностью изучал старинные книги, статьи, имеющие отношение к «Слову…» , исследования о половцах, изучал мелодии, записанные у потомков древних половцев, песни и танцы народов Востока.
«Князя Игоря» Бородин писал на протяжении 18 лет, с 1869 по 1887 год. Он умер, так и не закончив оперу. То немногое, что оставалось доделать, завершили по эскизам его друзья Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов.
В 1890 году «Князь Игорь» был поставлен на сцене.
Одной из причин долгого написания оперы было чрезвычайно вдумчивое отношение Бородина к своему сочинению, сознание высокой ответственности перед избранной темой.
Величайшее дело всей жизни композитора — «Князь Игорь» создавался в редкие свободные дни и часы.
Прогрессивная часть публики того времени увидела в новой опере произведение глубоко оригинальное, талантливое. Композиторы в «Князе Игоре» видели прямое продолжение традиций Глинки, в частности, его оперы «Руслан и Людмила» .
Но были и скептики, относившиеся к опере почти враждебно. Например, удивлялись, «как можно так грубо писать? » Музыка Бородина не устраивала их своей декоративностью.
А между тем, композитор именно к этому и стремился: « … в опере, как в декорации, мелкие формы, детали, мелочи не должны иметь места; все должно быть писано крупными штрихами, ясно, ярко… »
Если мы сравним литературный первоисточник и оперу, то увидим, что все в ней соответствует духу «Слова о полку Игореве» . Однако есть и некоторые различия: музыка Бородина еще более эпична, в ее поступи больше уверенной сдержанности.