1. Как бы вы объяснили, что такое сатира? 2. Окаких сатирических изобразительно-выразительных средствах вы узнали? Используя словарь, запишите их значения в тетрадь.
3. Приведите примеры сатирической аллегории из басен И. А. Крылова.
4. Ещё раз перечитайте сцену обыска и опись вещей, обнаруженных у Гулливера. Что в
действиях чиновников и рассуждениях учёных высмеивает автор? Объясните смысл
авторских аллегорий.
5. Зная факты из биографии Дж. Свифта и его стихотворение, скажите, каким он был
человеком? Как вы понимаете строки «Всем людям мнил он дать урок, / Казня не
Имя, но порок»?
Делая анализ стиха «Родина» Лермонтова следует заметить бескрайнее выражение любви автора к жителям России и ее красотам. Поэт говорит о некой связи, соединяющей всех русских с нашей природой. Отчетливо видно, как поэт радуется вместе с русским народом и как печалится за него. Как и у большинства русских в душе Лермонтова живет «нелюбовь» к богатому обществу, крепостному праву, несправедливости и безнаказанности. В тоже время автор четко обозначает свое положительное отношение к простым людям, крестьянам и природе.
Поэт возмущен господством недостатков и пережитков в умах правителей и пренебрежением к народным нуждам. В связи с этим, заметна тревога его души о родном крае. Это можно прочитать в следующих строчках: «Но я люблю, — за что, не знаю сам — ее степей холодное молчанье…». Все стихотворение буквально пронизано патриотическими чувствами, заботой, любовью и тревогой за будущее России.