1. Как прозвали автора в первом классе гимназии за постоянную болтовню? а) римский папа; б) римский оратор в) говорилка
2. Как в гимназии назывался дневник учащегося? а) записник б) табелек
3. Романами какого писателя увлекся автор в 3 классе? а) Вальтера Скотта; б) Жюля Верна; в) Вильяма Шекспира.
4. Кому принадлежало имя Саваоф? а) Яхве –богу в иудаизме; б) Яриле – богу в язычестве; в) Иисусу- в христианстве.
5. Надсон – это … а) известный поэт; б) известный датский поэт;
6. За что получил «кол» автор сочинения о храме Христа? а) хотел отстоять мнение Гоголя; б) хотел отстоять мнение Надсона; в) хотел отстоять своё мнение.
7. Каким было прозвище Данилки, проникавшегося чувством к стихам Пушкина? а) Мефистофель; б) сатана; в) черт с рогами.
8. Рассказ «У мельницы» опубликован в журнале. а) « Мысль»; б) « Обозрение»; в) « Правда».
9. Рассказ «У мельницы» Иван Шмелев написал… а) февральским утром 1894г. ; б) апрельским днем 1894г; в) мартовским вечером1894г.
10 В диалоге с редактором упоминается произведение И. С. Тургенева… а) «Записки сумасшедшего»; б) «Записки из мертвого дома»; в) «Записки охотника».
|
Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в «Думе». У поколения поэта отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на сам облик поколения, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников поэта забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим. А что может быть хуже равнодушия и безразличия?
Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…» продолжает тему размышлений поэта над судьбами современников. В нем поэт воссоздает картину высшего общества, которое он презирает:
Как часто пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски…
Лирическому герою крайне неприятен и чужд этот псевдомир пустых людей, ходячих мертвецов. К сожалению, это касается всех, даже женщин:
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки…
Ничего, кроме скуки и отвращения, не испытывает автор к людям «высшего света». Внешне красавицы, а внутренне похожие на кукол-марионеток, отвратительны женщины на этом балу. Их нарочито небрежная кокетливость лишь только раздражать. Каждый их жест давно отрепетирован перед зеркалом и не содержит в себе ни капли живых эмоций. Руки этих женщин «давно бестрепетны», не знают ни волнения чувств, ни смущения. Ничто в этом мире не их удивить. Эти городские красавицы знают себе цену и ложно предполагают, что никто не устоять перед их «очарованием».
Лирический герой Лермонтова – это, во многом, портрет его современников. Это гордая, одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. Одиночество – вот основная его черта. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви, ни в дружбе, ни в отчизне.
В стихотворении «И скучно, и грустно», написанном поэтом в 1840 году, внутренние противоречия определены сразу же. Мотив одиночества, «красной нитью» проходящий через все произведение, подводит к скептическому сознанию бренности жизни. Она оказывается всего лишь «пустой и глупой шуткой». Рядом с мотивом одиночества присутствует еще один мотив. Если раньше одиночество романтического героя рассматривалось как естественная позиция избранной личности, то теперь во внутреннем мире герой не видит никаких идеалов:
Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там нет и следа
И радость, и муки, и все там ничтожно…
Желания, любовь, страсти, то есть те переживания, в которых герой хотел бы найти себя и найти смысл жизни, отвергаются из-за их временности, конечности, а не потому, что они не представляют для него никакой ценности. Лермонтов одновременно и переживает, и выражает свои переживания. Внутренний монолог героя раскрытию его противоречий, через которые выражается противоречие жизни вообще.