1. Как вы думаете, почему Дефо делает рассказчиком Робинзона, а не сам повествует о жизни героя?
2. В какой семье родился Робинзон? Как его воспитывали родители? Что главное должен был усвоить Робинзон в детстве? Приучают ли его родители к труду? Готов ли Робинзон к какой-либо деятельности?
3. Почему Робинзон решает сбежать из родительского дома? Чем обусловлен его выбор? Слышит ли Робинзон уговоры отца? Разумно ли поведение героя романа, решившего утолить свою "страсть к морю"?
4. Что происходит с героем дальше? Как он оказывается в Америке и чем там занимается? Можно ли назвать поведение героя разумным? Какая страсть завладела героем полностью, безраздельно? Когда же всё рушится в жизни Робинзона? Почему именно такой сюжетный ход избирает Дефо?
5. Как же он решает жить дальше? Что берёт с потерпевшего крушение корабля на остров Робинзон Крузо? Почему именно этими вещами автор считает необходимым снабдить своего героя?
6. Как относится к деньгам? Что думает о тех деньгах, которые находит на корабле? Нужны ли они ему? Как связаны высказывания Робинзона Крузо с идеями эпохи?
7. Что ещё узнаём мы о Робинзоне?
8. Каким же видит Робинзон Крузо необитаемый остров?
9. Что поддерживает Робинзона Крузо в его одиночестве? Как он оценил своё положение? Что считает добром, а что злом? Попробуем проанализировать список, составленный Робинзоном?
10. Как пробует вести своё хозяйство, при к жизни на острове? Дефо - мастер описаний, поэтому воспроизводит мельчайшие подробности жизни героя на острове. В частности, автор подробно описывает процесс изготовления того или иного предмета. Найдите такие описания.
11. Как вы думаете, какая особенность мировоззрения людей эпохи проявилась в столь подробных описаниях? Смогли бы вы, например, сами обжечь горшок, следуя этому описанию?
12. Меняется ли Робинзон Крузо на острове?
13. На острове Робинзон ведёт дневник и скрупулезно заносить в него всё, что с ним происходит, причем не только с внешней стороной его жизни, но и внутри него, в душе, в мыслях, в чувствах, в настроениях. Почему Вы думаете он так поступает?
14. Можем ли мы согласиться, что история жизни Робинзона на острове начинается с "чистого листа"?
15. О каких этапах жизни Робинзона на острове мы с вами ещё не упомянули?
16. Итак, Робинзон видит след человеческой ноги... Встреча с Пятницей. Меняется ли отношение Робинзона к своему слуге на протяжении романа?
17. Каким образом устроил Робинзон в дальнейшем управление колонией на своем острове? Как бы вы прокомментировали такое общественное устройство с позиции идей эпохи
Діти мої або інший хто, слухаючи цю грамоту, непосмійтеся над нею, але прийміть її в серце своє і нелінуєтеся, але старанно працюєте...
У будинку своєму не лінуєтеся, але за всім гайте,не покладайтеся ні на тиуна1, ні на отрока2, щоб щоприходять до вас не посміялися ні над будинком вашим,ні над обідом вашим. На війну вийшовши, не лінуйтеся, несподівайтеся на воєвод. Ні до питва, ні їжі не вдавайтеся,ні сну. Сторожів самі споряджайте і вночі, з усіх боків розставивши охорону, лягаєте біля воїнів, а вставайте рано. Зброї не знімайте з себе похапки, не оглядівшись;через лінощі, несподівано адже людина гине. Брехніостерігайтеся і пияцтва, від того душу гине і тіло.
Куди б ви ні тримали шлях по своїх землях, не давайтеотрокам завдавати шкоди ні своїм, ні чужим, ні селам, ніпосівам, щоб не стали люди проклинати вас.
Скрізь, куди ви підете і де зупинитесь, напійте і нагодуйте прохача... Всього ж убогіших не забувайте і подавайте сироті, і вдову розсудите
Следующая классификация касается не авторства, а содержания сказок. По этой характеристике сказки подразделяются на:
1. Сказки о животных;
2. Волшебные;
3. Социально-бытовые (сатирически-бытовые).